Оценка проекта нужна для того, чтобы оперативно реагировать на возможные изменения и добиваться поставленных целей. В этой статье пойдет речь о методах и инструментах, которые позволяют оценивать результаты работы на всем пути работы.
Насколько перспективна идея
Сначала определим, что такое проект. По сути, это план действий, который направлен на продвижение продукта или услуги, у него есть конечная цель и этапы развития. Обычно разработчики смотрят на него слишком оптимистично и это очень мешает увидеть реальную картину. Для объективности оценки идеи часто используют SWOT-анализ. Акроним состоит из четырех слов: Strengths, Weaknesses, Opportunities и Treats, что означает:
- Strengths – сильные стороны (S), в число которых входят конкурентные преимущества;
- Weaknesses – слабые стороны (W) или факторы, которые препятствуют развитию и зависят от самой компании;
- Opportunities – возможности (O) или перспективы, из которых можно извлечь выгоду;
- Treats – угрозы (T) от клиентов или конкурентов, на которые компания никак не может повлиять.
SWOT-анализ проводят, чтобы найти новые возможности для маркетинга. Например, конкуренты могут отсутствовать на каком-то рекламном канале, а он будет взаимодействовать с целевой аудиторией. Но, если конкуренты в будущем тоже начнут использовать этот канал, анализ придется проводить снова.
Стоит отметить, что далеко не всегда потребители с первого взгляда видят преимущества компании перед конкурентами, их может видеть только владелец бизнеса. Поэтому всегда говорите о сильных сторонах прямо.
Как грамотно проверить конкурентов
Выделяют 6 эффективных инструментов для их изучения.
- Предыдущие исследования. Если сфера бизнеса присутствует на рынке долгое время, то вполне вероятно, что исследования уже проводились. Только искать нужно официальные источники.
- Тайный покупатель. Он должен не просто зайти и купить товар, а учитывать много важных моментов. Например, как быстро менеджеры решили его вопрос, предлагали дополнительные товары или нет, насколько актуальна информация с сайта. И всю полученную информацию важно правильно проанализировать.
- SimilarWeb. Эта платформа предоставляет широкие возможности для аналитики. С ее помощью не только изучают много важных показателей компаний-конкурентов, но и сравнивают их со своими. Можно определить, на какие каналы продвижения следует обращать больше внимания.
- SerpStat. Также выступает в качестве платформы для аналитики. Предлагает много инструментов по работе с SEO. Хотя обычно этот сервис используют для составления и расширения семантического ядра.
- Wordstat от Яндекса. С его помощью легко определить ключевые фразы, по которым пользователи находят конкурентов, их актуальность, посмотреть величину спроса и понять.
- Прогнозаторы бюджета. Конкуренцию запроса можно определить и по рекламному бюджету. Чем дороже стоит объявление, тем больше желающих его заказать. Прогнозаторы показывают лишь примерную картину, но в большинстве случаев этого достаточно.
Почти все сервисы предоставляют бесплатный доступ только для ознакомления. Чтобы пользоваться расширенным функционалом, придется заплатить. Помимо этого, с сервисом нужно уметь работать. Специалист без опыта вряд ли сможет правильно трактовать результаты, поэтому рекомендуем обратиться за помощью в агентство.
Когда стратегия конкурентов будет более или менее понятной, можно подумать, в каком направлении развиваться. В некоторых случаях легче вообще все поменять, чем тратить деньги на неэффективные каналы.
Оценка проекта на разных этапах
Регулярная аналитика поможет идти вперед и быть конкурентоспособным. При этом методы оценки на каждом этапе работы могут отличаться. Рассмотрим подробнее каждый.
Что делать до старта
Стоимость клика и количество переходов по объявлениям могут меняться в зависимости от разных факторов. Одним из самых популярных примеров является сезонность. Поэтому маркетолог должен все проверить, чтобы бюджет получился приближенным к реальному. На первых этапах сделки конверсия всегда ниже, чем на последних. Но учитывать нужно все варианты. Только тогда получится определить количество лидов и размер выручки. Здесь не стоит спешить, иначе реальный результат получится совсем не таким, как предполагалось. Ведь предстоит осуществить огромный комплекс работ: настройка сервисов аналитики, написание продающих текстов, создание рекламной кампании и так далее. Сервисы меняются, конкуренты развиваются, да и непредвиденные обстоятельства никто не отменял. Поэтому следить нужно за любыми изменениями и сразу делать новый прогноз.
Начало работ
Когда проект уже готов к старту, следует повторно проверить его работоспособность:
- формы - они помогают собирать данные о посетителях;
- грамотность настройки целей (Яндекс.Метрика и/или Google.Analytics), чтобы в будущем оптимизировать рекламные кампании;
- корректность добавления заявок в CRM-систему. В ней путь покупателя должен быть предельно ясным. Если каналов продвижения много, лучше использовать сервисы сквозной аналитики, например, Calltouch, CoMagic, Power BI и Roistat.
Оценка во время рабочего процесса
Для оперативной реакции на негативные сценарии следует определить их еще на первых этапах. Например, может быть плохо спрогнозирована стоимость клика или неправильно рассчитана выручка. В этом случае нужно еще раз провести аналитику и выявить причины изменений. Когда клиенты отказываются от покупки, то на это есть реальные причины и определить их можно с помощью данных в CRM-системах. Следует понимать, что изменения неизбежны и вероятно придется снова корректировать значения. Постоянный контроль позволит снизить количество негативных сценариев до минимума.
Итоговая оценка проекта
Обычно оценку проводят по итогам года. Хотя это может быть и месяц, и несколько лет. Чтобы достичь высоких результатов, нужно:
- определить самые позитивные и негативные сценарии;
- изучить мнения участников, которые создавали и развивали проект;
- провести анализ результатов и найти пути для продвижения.
Полезные инструменты
Упростить работу над проектом помогут сервисы:
- Miro – используют для создания интеллектуальных карт и их тонкой настройки;
- Google.Таблицы – применяют для разработки дорожных карт;
- Trello – позволяет создавать задачи, выбирать исполнителей и проверять результаты в одном месте.
Выбирайте удобные для вас сервисы по работе с проектами. И помните, главное – они должны помогать вам принимать верные решения и достигать высоких результатов.