80 терминов по SMM, которые нужно знать маркетологу

При продвижении бренда в соцсетях можно столкнуться с большим количеством терминов и аббревиатур, запутаться в которых очень просто. Чтобы ты понимал SMMщиков с полуслова и корректно оценивал эффективность рекламы, мы подготовили словарь основных понятий «SMMного языка». Читай, понимай и повышай отдачу от продвижения в соцсетях. Быстрее!

80 терминов по SMM, которые нужно знать маркетологу

Базовые понятия

AIDA

AIDA (A— Attention, I — Interest, D— Desire, A— Action) — концепция, в которой описана стандартная модель поведения покупателя: внимание, интерес, желание, действие.

CTA

CTA (Call To Action) — призыв к действию. Например: «Подписывайся на наш аккаунт».

Giveaway

Giveaway (Гив) — конкурс в Instagram, в котором нужно подписаться на большое количество спонсоров (от 10 штук). Для конкурса создаётся отдельный аккаунт, где прописываются условия участия. Победитель выбирается рандомно. Он получает приз (например, айфон, косметику, технику), купленный за счёт спонсоров. После подведения итогов большинство подписчиков отписываются от спонсоров.

LAL

LAL (look-alike, лукэлайк) — технология в социальных сетях, которая анализирует поведение пользователей и находит похожих. Например, можно загрузить данные клиентов, и система найдёт тех, кто совершает похожие действия (интересуется темой материнства, автомобилями и пр.).

KPI

KPI (Key Performance Indicators) — критерии, по которым оценивается успешность рекламной кампании. KPI определяются перед запуском рекламы. Например, по итогам рекламной кампании должно быть не менее 150 просмотров видео и 500 кликов.

SMM

SMM (Social Media Marketing) — маркетинг в социальных сетях. Продвижение компании, бренда или продукта через соцсети.

SFS

SFS (Shout out for shout out ) — взаимопиар в Instagram, когда пользователи рекламируют друг друга в своих аккаунтах.

UTM-метка

UTM-метка — переменная, которая добавляется к ссылке рекламируемой страницы сайта и позволяет отследить источник трафика.

Пример метки: www.ingate.ru/?utm_source=facebook&utm_medium=social&utm_campaign=reklama-seminarov, где:

  • utm_source=facebook — источник рекламы;
  • utm_medium=social& — тип трафика (оплата за клик);
  • utm_campaign=reklama-seminarov — название рекламной кампании.

Автоворонка (воронка продаж) 

Автоворонка (воронка продаж) — путь, который проходит клиент от первого знакомства с продуктом или компанией до покупки. Принципы автоворонки сформированы в концепции AIDA (см. выше).

Автопостинг 

Автопостинг — автоматическое размещение записей в аккаунте или на стене сообщества.

Адвокат бренда

Адвокат бренда — человек, который пользуется товаром или услугой компании и рассказывает об этом в социальных сетях. Это может быть сотрудник компании или лояльный клиент.

Аккаунт

Аккаунт — страница в социальной сети (например, ВКонтакте или Instagram) с личными данными пользователя, фотографиями, видео.

Активность

Активность (взаимодействие) — любые действия подписчиков под постом в соцсетях: лайк, репост, комментарий. Это одна из основных метрик в SMM.

База ретаргетинга 

База ретаргетинга — список пользователей, которые взаимодействовали с компанией. Например, заходили в профиль или смотрели видео. А также пользователи, которые были собраны с помощью парсинга. Например, в программе «Церебро» или TargetHunter. Подробнее о сервисах для парсинга аудитории в соцсетях можешь прочитать в этой статье.

Биржа

Биржа — площадка для покупки и продажи рекламных записей в сообществах ВКонтакте.

Блогер

Блогер — популярный пользователь, который публикует контент у себя в аккаунте.

Виральность

Виральность — способ бесплатного распространения контента за счёт репостов.

Виральный охват

Виральный охват — количество уникальных пользователей, которые посмотрели репост. Например, если подписчик группы репостнул запись, то охват его аудитории будет считаться виральным.

Влог

Влог — блог с видеоконтентом.

Дневной лимит

Дневной лимит — максимальная сумма в сутки, которая может быть потрачена на показ рекламы.

Кликбейт

Кликбейт — контент (заголовок, картинка), привлекающий внимание и мотивирующий пользователей перейти по ссылке, что обеспечивает максимальное количество кликов. Часто используются неправдоподобные заголовки и шокирующие фотографии. Например: «Полиция задержала ребёнка на митинге», «Что скрывала Алла Пугачёва все эти годы» и пр.

Контент

Контент — материал, который размещается в социальных сетях. Например, фотография или видеозапись.

Контент-маркетинг

Контент-маркетинг — комплекс мероприятий, с помощью которых создаются и размещаются полезные для целевой аудитории материалы. Задача контент-маркенига — вовлечь пользователей во взаимодействие с брендом и побудить их к целевым действиям (например, оставить свои контактные данные, сделать заказ).

Контент-план

Контент-план — график публикаций контента в социальных сетях.

Лайк

Лайк — кнопка в виде сердечка, которая говорит о том, что пользователю нравится контент.

Кстати, в 2019 году две крупнейшие соцсети Instagram и ВКонтакте в тестовом режиме отключили счётчик лайков. Подробнее об этом читай тут

Лендинг

Лендинг — одностраничный сайт, страница для продажи продукта. На нём пользователь может заказать товар или оставить свои контактные данные. Лендинги создаются в специальных конструкторах сайтов (WordPress, Bitrix24, Tilda и других).

Лид

Лид — потенциальный клиент, который оставил свои контактные данные или заявку.

Лид-магнит 

Лид-магнит — подарок (например, чек-лист или подборка статей) потенциальному клиенту в обмен на его контактные данные или подписку на аккаунт/рассылку. Лид-магнит часто является первым шагом в воронке продаж и знакомит будущего клиента с компанией.

Лидогенерация

Лидогенерация — сбор контактных данных людей, которые заинтересованы в товаре или услуге.

Масслайкинг

Масслайкинг — массовое проставление в Instagram лайков пользователям, которые могут быть заинтересованы в товаре или услуге компании. Для этого обычно используется ручная накрутка или специальные сервисы. Например, InstaPlus, Toligram. Масслайкинг может привести к постоянной или временной блокировке аккаунта.

Массфоловинг 

Массфоловинг — массовое добавление в Instagram в друзья пользователей, которые могут быть заинтересованы в товаре или услуге компании. Для этого используется ручная накрутка или специальные сервисы. Например, InstaPlus, Toligram. Массфоловинг может привести к постоянной или временной блокировке аккаунта.

Медиа-план 

Медиа-план — график проведения рекламных кампаний, в котором указаны сроки, бюджет, рекламные показатели, социальные сети и другие характеристики.

Накрутка

Накрутка — искусственное (с помощью программ) увеличение количества подписчиков или лайков. Может привести к постоянной или временной блокировке аккаунта.

Органический охват 

Органический (естественный) охват — количество уникальных пользователей, которые просмотрели контент без привлечения рекламы. Чтобы получить органический охват, достаточно опубликовать запись в аккаунте сообщества.

Оффер

Оффер — предложение компании, ограниченное по времени. Например: «Оставь заявку на изготовление мебели и получи скидку 25 %».

Охват

Охват — количество уникальных пользователей, которые посмотрели рекламное объявление. Например, одно объявление было показано одному пользователю 3 раза. Тогда охват равен 1.

Парсер 

Парсер — сервис сбора базы пользователей, которые соответствуют определённым параметрам. Например, друзей и родственников именинников, пользователей, состоящих в нескольких целевых сообществах одновременно.

Стоит учитывать, что данные, собранные с помощью парсеров, можно использовать для создания аудитории ВКонтакте, но не для создания аудитории в Facebook и Instagram. В этих соцсетях можно загружать только свою базу, собранную внутри компании. Подробнее о сервисах для парсинга аудитории — в этой статье

Пиксель

Пиксель — код отслеживания, который устанавливается на сайт. Пиксель позволяет настраивать рекламные кампании на тех, кто посещал сайт и совершал определённые действия. Например, инструмент помогает настроить таргетинг на тех, кто посещал страницу «Контакты» или перешёл в Корзину, но не оформил заказ.

Платный охват

Платный (рекламный) охват — количество уникальных пользователей, которые посмотрели контент в результате платного продвижения (чаще всего таргетированной рекламы).

Плейсмент 

Плейсмент — место, где показывается реклама в Facebook и Instagram. Если говорить про Instagram, то это может быть лента новостей или сторис (определение «сторис» см. ниже).

Показы

Показы — общее количество просмотров рекламного объявления. Например, одно рекламное объявление посмотрели два пользователя. Один — 5 раз, другой — 2 раза. 5 + 2 = 7 — количество показов рекламного объявления.

Посев

Посев — массовое размещение рекламы в сторонних сообществах.

Пост

Пост — запись (текст, изображение, видео), опубликованная в социальной сети.

Рекламный кабинет

Рекламный кабинет — место управления рекламой, где создаются, редактируются и анализируются рекламные объявления.

Репост

Репост (он же — шер) — повторная публикация записи из какого-то сообщества или со страницы другого пользователя.

Ретаргетинг

Ретаргетинг — инструмент, позволяющий показывать рекламу людям, которые уже взаимодействовали с сайтом или профилем компании. Например, заходили на лендинг.

Саппорт

Саппорт — служба поддержки.

Сегментация ЦА

Сегментация целевой аудитории — деление целевой аудитории на группы, объединённые по определённому признаку (например, по типу товара, потребителя или мотивации к совершению покупки). Под каждый сегмент целевой аудитории подбираются рекламные посылы, визуалы и настраиваются таргетинги.

Сплит-тест

Сплит-тест (a/b split-testing) — метод, который определяет, на какую рекламу лучше всего реагирует целевая аудитория. Используется в таргетированной рекламе. При сплит-тестировании создаётся несколько вариантов рекламы (картинок и текста), которая показывается целевой аудитории. Для дальнейшей рекламы выбирается наиболее эффективное объявление. В этом случае чаще всего оценивается количество переходов по рекламному объявлению.

Сторис

Сторис — формат публикаций в соцсетях, который позволяет публиковать контент на 24 часа. В Instagram, например, сторис можно закрепить в своём профиле. Эта функция называется Highlights.

Стрим

Стрим — онлайн-трансляция в соцсетях.

Таргетинг

Таргетинг (таргетированная реклама) — метод, который позволяет показывать рекламу целевой аудитории по заданным параметрам. Например, можно настроить показ рекламы для родителей детей до 7 лет при продвижении детской парикмахерской.

Трафик

Трафик — переходы пользователей на сайт или в сообщество.

Трип-вайер

Трип-вайер — недорогой продукт, который превращает лид в клиента. Используется не для получения прибыли, а чтобы приблизить клиента к покупке основного продукта. Часто является вторым шагом в воронке продаж. Например, для магазина верхней одежды трип-вайером могут быть аксессуары: перчатки или шапка.

Троллинг

Троллинг — вызывающее поведение, провокации и оскорбления в интернете.

УТП

УТП — уникальное торговое предложение, которое выгодно отличает компанию от конкурентов. Например: «Изготовление мебели любой сложности за 3 недели».

Фидбэк

Фидбэк — обратная связь, отклик аудитории.

Флуд

Флуд — сообщения в комментариях, чатах, которые не имеют отношения к теме разговора и не несут никакой пользы.

Хейтер

Хейтер — человек, имеющий неприязнь к кому-либо или чему-либо.

Хештег

Хештег — кликабельное ключевое слово, которое помогает найти публикации по теме в пределах одной социальной сети. Начинается со знака решетки (#). Например, в Instagram по хештегу #SMM можно найти публикации, связанные с SMM.

Целевая аудитория (ЦА)

Целевая аудитория (ЦА) — это группа людей, которая может быть заинтересована в покупке товара или услуги.

Чат-бот

Чат-бот — виртуальный собеседник, программа, которая создана для имитации поведения человека при общении с другими людьми. Чат-боты обычно используются в техподдержке для обработки однотипных заказов и консультирования клиентов. Они отвечают на однотипные сообщения в чатах (на сайте, WhatsApp, Direct и др.)

Метрики эффективности

AGR

AGR (Audience Growth Rate) — темп роста количества подписчиков сообщества.

Как посчитать

AGR = количество новых подписчиков за отчётный период / общее количество подписчиков сообщества * 100 %.

Например, количество новых подписчиков за месяц — 20 человек. Общее число фоловеров — 250. AGR = 20 /250 * 100 % = 8 %.

BER

BER (Brand Evangelists Rate) — доля адвокатов бренда, т. е. это количество пользователей, которые периодически и добровольно положительно высказываются в адрес бренда, от общего числа фоловеров.

Как посчитать

BER = количество адвокатов бренда / общее количество подписчиков сообщества * 100 %.

Например, если адвокатов бренда — 150 человек, а общее число подписчиков — 3 000, то показатель BER = 150 / 3000 * 100 % = 5 %.

CAC

CAC (Cost of Customer Acquisition) — стоимость привлечения одного клиента с учётом всех маркетинговых затрат в рамках рекламной кампании. Например: стоимость рекламного ролика, зарплата маркетологам и сотрудниками, которые консультировали пользователей.

Как посчитать

САС = сумма затрат на маркетинг и рекламу / количество клиентов.

Например, сумма всех затрат — 20 000 р., количество привлеченных клиентов — 20. CAC = 20 000 / 20 = 1 000 рублей.

CPA

CPA (Cost Per Action) — модель оплаты рекламы, когда оценивается не количество кликов или показов, а конкретный результат. Например, количество лидов, заказов, просмотров ролика, загрузок приложения.

Как посчитать

CPA = стоимость рекламной кампании / количество целевых действий.

CPC

CPC (Cost Per Click) — стоимость клика при способе оплаты «за переходы». CPC вычитается из рекламного бюджета каждый раз, когда пользователь кликает по ссылке.

Как посчитать

Например, CPC = 7 рублей, по рекламному объявлению перешли 100 раз. 7 * 100 = 700 рублей — сумма, которая спишется со счёта рекламного аккаунта.

CPF

CPF (Cost Per Follower) — стоимость одного подписчика, т. е. это сумма, которую ты платишь за каждого пользователя, привлечённого в группу в соцсетях.

Как посчитать

CPF = стоимость рекламной кампании / количество подписчиков.

Например, бюджет рекламной компании — 2 000 рублей, прирост — 100 подписчиков. CPF = 2 000 / 100 = 20 рублей за одного подписчика.

CPI

CPI (Cost Per Install) — стоимость установки приложения.

Как посчитать

CPI = стоимость рекламной кампании / количество установленных приложений.

Например, бюджет рекламной компании — 1 000 рублей, количество установленных приложений — 20. CPI = 1 000 / 20 = 20 рублей за одно установленное приложение.

CPL

CPL (Cost Per Lead) — стоимость лида.

Как посчитать

CPL = стоимость рекламной кампании / количество лидов.

Например, бюджет рекламной кампании 5 000 рублей, количество лидов — 50. CPL = 5 000 / 50 = 100 рублей за один лид.

CPM

CPM (Cost Per Mille) — цена за 1 000 показов рекламного объявления.

Как посчитать

Стоимость рекламного объявления / количество показов х 1 000.

Например, за неделю рекламное объявление было показано 8 000 раз, потрачено — 2 000 рублей. CPM = 2 000 / 8 000 * 1000 = 250 рублей — цена за 1 000 показов рекламного баннера за неделю.

CPO

CPO (Cost Per Order) — стоимость заказа.

Как посчитать

CPO = стоимость рекламной кампании / количество заказов.

Например, бюджет рекламной компании — 7 000 р., количество заказов — 20. CPO = 7 000 / 20 = 350 рублей — стоимость одного заказа.

CTR

CTR (Click-Through Rate) — показатель кликабельности рекламного объявления. Оценивает, сколько пользователей, которые посмотрели объявление, перешли по нему. CTR для разных форматов рекламы разный, поэтому лучше сравнивать данные по аналогичным кампаниям между собой. Если процент кликабельности низкий, проанализируй, что не так в настройках рекламной кампании, и исправь ситуацию.

Как посчитать

CTR = количество кликов / количество показов х 100. Измеряется в процентах.

Например, объявление посмотрели 2000 раз, количество кликов — 30. CTR = 30 / 2000 * 100 = 1,5 %.

eCPC

eCPC (Effective Cost Per Click) — эффективная стоимость клика. Показывает среднюю стоимость перехода.

Как посчитать

eCPC = количество потраченных средств на объявление / количество кликов. Например, на показ рекламного объявления было потрачено 500 рублей, а получено кликов — 45. eCPC = 500 / 45 = 11,11 рублей.

ER 

ER (Engagement Rate) — вовлечённость публикации. Показывает, как аудитория реагирует на контент.

Как посчитать

Существует несколько формул расчёта. Популярная формула показывает, сколько реакций приходится на 100 подписчиков: ER = (лайки + репосты +комментарии) / количество подписчиков * 100 %. Для каждой целевой аудитории это значение может различаться.

Например, у аккаунта с количеством подписчиков 3 000 человек пост набрал: 50 лайков, 10 репостов и 15 комментариев. ER = (50 + 10 + 15) / 3 000 * 100 %= 2,5 %. То есть, в среднем на 100 подписчиков приходится 2,5 реакции.

OL

OL (Organic Likes) органический прирост аудитории. Это те люди, которые сами нашли твоё сообщество в соцсетях и подписались на него.

Как посчитать

Этот показатель рассчитывается соцсетью. Его можно посмотреть, например, в Facebook в разделе «Статистика» > «Подписчики» > «Чистая прибавка подписчиков» > «Органические подписчики».

ROI 

ROI (Return of Investments) — показатель окупаемости. Измеряется в процентах. Чем больше ROI, тем выше окупаемость. ROI определяет, насколько выросла прибыль в результате проведённой рекламной кампании.

Как посчитать

ROI = (доход — себестоимость) / сумма инвестиций * 100 %.

Например, рекламная кампания принесла доход 50 000 рублей, себестоимость товара — 8 000 рублей, вложенные инвестиции (на таргетированную рекламу) — 5 000 рублей. ROI = (50 000 — 8 000) / 5 000 * 100 % = 840 % возврат маркетинговых инвестиций.

Time on site by SM

Time on site by SM — время на сайте, проведённое пользователями, которые перешли из социальных сетей. Посчитав этот показатель, ты сможешь понять:

  • насколько аудитория сообщества является целевой;
  • насколько контент в сообществе соответствует контенту на сайте;
  • насколько контент на сайте интересный.

Как посчитать

Посмотреть весь трафик на сайт из соцсетей можно в счётчиках статистики. Например, в Google Analytics эти данные находятся в разделе «Источники трафика» > «Социальные сети».

Unlikes rate

Unlikes rate — процент отписок пользователей от сообщества.

Как посчитать

Этот показатель измеряется соцсетью. Например, в Facebook его можно посмотреть в разделе «Статистика» > «Подписчики» > «Чистая прибавка подписчиков» > «Отписки».

Конверсия 

Конверсия — отношение числа посетителей сайта к числу тех, кто совершил на нём целевые действия. Измеряется в процентах.

Как посчитать

Конверсия = количество целевых действий / количество посетителей.

Например, в результате таргетированной рекламы на сайт перешли 1 000 человек. Количество заказов (целевых действий) — 20. Конверсия = 20 / 1000 * 100 % = 2 %.

Если ты не нашёл какой-то термин, пищи в комментариях — мы дополним материал, подготовим новый!

Читай также
#business
Теория 7 касаний: где и как зацепить целевую аудиторию
#smm
Анатомия Яндекс.Ауры: обзор закрытой соцсети
#content
Поправь меня, если сможешь: полный гайд по типам текстовых правок
Подпишись на ежемесячную рассылку блога Ingate

Получай уведомления с анонсами свежих материалов блога!

Я хочу получать материалы на тему:




Отправляя форму, ты соглашаешься на обработку персональных данных, защищенных политикой конфиденциальности и обрабатываемых для выполнения твоей заявки.