Чтобы определить ситуацию на рынке, Serpstat провёл собственное ежегодное исследование. В нём приняли участие 9 726 интернет-маркетологов из России, Украины, Казахстана и Беларуси. Ключевые результаты исследования — в статье.
Кто принял участие в опросе
В исследовании учитывались анкеты специалистов в разных областях:
- Marketing & Sales;
- SEO;
- PPC;
- SMM;
- проджект-менеджмент в SEO и PPC;
- контент-маркетинг.
Именно в таком порядке распределились эти направления в рейтинге популярности: 3100 человек работают в Marketing & Sales, 2800 — в SEO, 1450 — в PPC, 950 — в SMM, 750 — в проджект-менеджменте по SEO и PPC и 650 — в контент-маркетинге.
В основном опыт работы участников опроса составляет 2 или 3 года.
Большинство анкет в исследовании — от мужчин (57 % против 43 % женщин). Средний возраст респондентов составил 28–29 лет. При этом в разных сферах digital-маркетинга доля мужчин и женщин варьируется.
Например, в сфере контент-маркетинга и SMM больше женщин (75 % и 63 % соответственно), а вот в PPC и SEO — мужчин. Практически равная доля мужчин и женщин — в сфере Marketing & Sales.
Также опрос показал, что средний уровень заработка мужчин на 100$ больше, чем у женщин.
Уровень образования
74 % опрошенных имеют высшее образование, 12 % получают его сейчас. 7 % респондентов имеют два высших образования, а ещё 7 % — среднее и среднее специальное.
По сравнению c опросом 2018 года, увеличилась доля тех, у кого есть два высших образования. Изменились и данные по уровню знания английского языка. В 2019 году число специалистов с уровнем Intermediate выросло на 12 % и составило 39 % от общего числа респондентов.
Тип занятости
50 % опрошенных нами маркетологов работают in-house, 36 % в агентствах и только 14 % на фрилансе.
Сравнивая эти цифры с результатами исследования 2018 года, можно сделать вывод, что количество штатных сотрудников (in-house) увеличилось. Кроме того, большинство специалистов предлагают свои услуги на рынке СНГ, несмотря на то, что доход на зарубежных рынках существенно выше.
Зарплаты интернет-маркетологов по должностям
В исследовании использовалась медиана зарплат, а не среднее арифметическое. Причина — разрывы в заработке специалистов. Например, большинство указало зарплату 200–300$, часть зарабатывает более 700$, единицы получают больше 2000$. В этом случае среднее значение будет равно примерно 700$, в то время как медиана (реальный средний заработок) составляет около 400$.
Исследование Serpstat показало, что большинство SEO-специалистов сейчас обладают компетенциями Middle. Медиана их заработка находится на отметке 750$ в месяц.
Максимальный уровень заработка у Head of PPC, при этом большинство PPC-специалистов также позиционируют себя на уровне Middle. Зарплата в этой сфере практически не отличается от зарплат в сфере поискового продвижения.
Заработок SMM-специалистов постепенно растёт. Большинство SMM-щиков работают на позиции Middle. Медиана их зарплаты составляет примерно 600$ в месяц. Junior-специалисты в этой нише зарабатывают на 14 % больше, чем в прошлом году.
Большинство респондентов Project Manager по SEO и PPC работают на позиции Senior. Их средняя зарплата составляет $1200.
Доход представителей Marketing & Sales почти не изменился по сравнению с прошлым годом. Медиана зарплат Middle-специалистов сохраняется на уровне 800$ в месяц.
Исследование показало серьёзную разницу между доходом жителей столиц и других городов. Например, москвичи зарабатывают на 930$ долларов больше, чем такие же специалисты в регионах России. Киевские специалисты также получают на 200–300$ больше жителей региональных центров Украины на аналогичных должностях.
Также ты можешь сам посмотреть данные по любым специальностям, регионам и должностям с помощью виджета Serpstat.
Итоги
- Средний возраст специалистов в сфере интернет-маркетинга — 28–29 лет, опыт работы — 2–3 года.
- Наиболее востребованные отрасли в digital-среде: Marketing & Sales, SEO и PPC.
- Увеличилась доля респондентов с двумя высшими образованиями, что говорит о смене деятельности специалистов и получении дополнительных знаний в области маркетинга.
- В сфере контент-маркетинга и SMM работает больше женщин, а вот в PPC и SEO — мужчин.
- Средний уровень заработка мужчин на 100$ больше, чем у женщин.
- Большинство маркетологов работают в штате in-house, количество фрилансеров за год уменьшилось.
- Самый высокий заработок — на зарубежном рынке, однако большинство маркетологов задействовано на рынках СНГ.