Работа после онлайн-курсов: как повысить шансы на успешную карьеру

 Время чтения 7 мин.
|
прочитали: 2330
Работа после онлайн-курсов: как повысить шансы на успешную карьеру
Дмитрий Орлов, программный директор Ingate
14 июля 2020
Онлайн-университеты обещают гарантированное трудоустройство и подтверждают это многочисленными историями успеха на сайтах. Но реально ли устроиться на работу после онлайн-курса по интернет-маркетингу? Программный директор Академии цифрового бизнеса Ingate (IMBA) Дмитрий Орлов уверен, что единственная гарантия успешной карьеры — это осознанное обучение.

Небольшой спойлер: онлайн-вузы действительно заинтересованы в том, чтобы найти выпускникам работу. Трудоустройство — преимущество в глазах потенциального покупателя и конкурентное преимущество организатора. Найти работу после курсов или повысить свой доход — важный целевой запрос аудитории. Иначе зачем идти учиться?

При этом под гарантиями подразумевается несколько вариантов помощи. Одни онлайн-университеты обещают студенту оффер от партнера, другие устраивают выпускнику «смотрины» потенциальных работодателей на защите диплома. Центр карьерного роста IMBA приглашает выпускников на стажировку и рекомендует учащихся компаниям-партнерам.

Но давайте будем честны: даже такая забота не означает гарантированное трудоустройство. Если студент не обладает профессиональными навыками (hard skills), а также стрессоустойчивостью, самостоятельностью, адаптивностью (soft skills), шансы получить работу существенно снизятся. Работодатель не наймет соискателя только из-за обещаний организатору. Можно ли после курсов устроиться на работу? Давайте разберемся, что для этого сделать.

Выберите направление деятельности

Не всякую специальность можно (да и нужно) осваивать онлайн. Если вас привлекает что-то классическое, например, профессия врача, учителя или инженера, придется получать очное образование. Онлайн-обучение по этим направлениям может дать определенные преференции для выпускника (например, повлиять на разряд или помочь в реализации какой-то задачи), но будет бесполезно в целом. Представьте себе хирурга, который видел скальпель только на экране ноутбука или накладывал швы в виртуальном симуляторе.

То ли дело digital. За последние годы появилось великое множество профессий, которые связаны с интернетом. За 6 лет спрос на digital-специалистов вырос более чем в два раза. При этом возникшая изначально профессия маркетолога (или специалиста по рекламе) с каждым годом дробится на десятки узких специализаций, связанных с обслуживанием конкретного канала продвижения. Так появились директологи (специалисты по рекламе в Яндекс и Google), таргетологи (профи по рекламе в социальных сетях) даже авитологи (рекламщики в «Авито»).

Предложение на цифровые профессии
Рост предложения на цифровые профессииРост предложения на цифровые профессии

Чему можно учиться в digital? Как говорит Coursera, онлайн-образование будет полезно для освоения навыков в сфере разработки ПО, дизайна и digital-маркетинга. Казус этих профессий в том, что классическое образование, если и учит, то по устаревшим методичкам и силами усталых теоретиков. Реальные эксперты никогда не променяют любимое и прибыльное дело на пыльную кафедру. Максимум придут на разовую лекцию.

Онлайн-университеты не скупятся на привлечение профессионалов, понимая — c их помощью занятия станут только насыщеннее. Личный бренд преподавателя помогает раскручивать курс, курс поднимает авторитет преподавателя, а студент получает практические знания, которым не научат в вузе.

Есть примеры, когда онлайн-обучение становилось альтернативой высшему образованию. Приведу те, что видел сам. В Ingate медицинский брат работает специалистом по SERM (управление репутацией в интернете), техник по образованию запускает рекламные кампании в Яндекс.Директе. А еще есть разработчик, который оставил вуз на четвертом курсе и сделал карьеру. Необходимые навыки они получали онлайн и закрепляли на рабочем месте.

Не ставьте целью диплом

Школьные годы чудесные оставили нам на память не только первый поцелуй и милые сердцу фотографии, но и серьезную профессиональную деформацию. Успехи измеряли «пятерками» в дневнике, баллами на экзаменах, количеством грамот или цветом диплома. Взрослея, мы тащим за собой этот «багаж» и продолжаем коллекционировать оценки, удостоверения и сертификаты. Чем больше, тем лучше. Но так ли они важны?

Обратимся к опыту лидеров рынка, которым рано или поздно последуют все. В 2018 году Google, Apple, IBM, Ernst & Young и несколько других технологических гигантов изменили отношение к образованию соискателя: диплом вуза или колледжа больше не важен для трудоустройства. По мнению работодателей, человек достичь успеха в любой деятельности, несмотря на образование.

Дмитрий Орлов
Дмитрий Орлов
Программный директор IMBA
Насколько погоня за бумажками отклоняет от цели, иллюстрирует мой личный пример — в университете я защитил кандидатскую диссертацию. Иногда об этом приятно вспомнить, но ни во время интервью, ни собственно в карьере «корочка» пока не помогла. Гораздо полезнее были реальные навыки и soft skills.

Возьмут ли на работу после онлайн-курса? Да, но на собеседовании «красивая бумага» не станет щитом от проверки реальных скиллов. Проверяют всех: и опытных профессионалов, и новичков. Начинающего программиста попросят показать код, дизайнера — портфолио, выпускника без опыта протестируют с помощью метода кейсов или ролевой игры. Диплом с фамилией сыграет свою роль, только если за ним стоят практические навыки.

Примите ваши иллюзии

Теперь поговорим о том, как получить пресловутые hard skills. Для начала необходимо принять несовершенство человеческого мозга. Существуют так называемые когнитивные искажения — стереотипы, которые укрепились в нашем сознании. Одно из популярных когнитивных искажений — иллюзия понимания. Человек уверен, что разбирается в чем-то, но на деле просто обобщает ранее полученную информацию из разных источников.

Психологи из Йельского университета доказали, что частично за это несет ответственность цифровая среда. Благодаря Google, мы думаем, что знаем значительно больше, чем есть на самом деле. Хотите проверить? Попробуйте без поисковиков объяснить принцип работы дверного замка или застежки молнии.

Есть еще одна опасная иллюзия — умения. По статистике, треть аварийных ситуаций происходит по вине выпускников автошкол, вроде бы готовых проэкзаменованных специалистов. В интернет-маркетинге риски не так высоки, как на дороге, но мы регулярно сталкиваемся с необоснованными требованиями молодых соискателей.

Сами по себе иллюзии абсолютно естественны, но только если они не превращаются в навязчивую идею. Если вам отказали на собеседовании несколько раз подряд, уточните причины. В случае отказа по недостатку компетенций, подтяните свои слабые стороны на онлайн-курсах.

Учитесь осознанно

Понимание превращается в умение только с практикой, а навыки прокачиваются после определенного числа повторений. Существует популярная теория 10000 часов — чтобы стать профессионалом в своем деле, нужно потратить именно столько времени. Чуть позже авторы оригинального исследования указали, что теория была неверно истолкована. Чтобы достичь успеха, недостаточно механических повторений — нужно использовать метод «сознательной практики».

Смысл методики в том, что человек должен постоянно держать в голове цель своей учебы, выходить из зоны комфорта и прислушиваться к советам более опытных коллег. Одним из примеров целеустремленности являются звезды спорта. Так, Коби Брайант по несколько часов практиковал одни прыжки (пока его партнеры играли в баскетбол), поскольку считал себя недостаточно сильным в этом компоненте игры.

На нашем курсе SEO-специалист мы учим студентов собирать семантическое ядро. Но сможет ли он сделать это по окончании курса, без наставника?

Мы максимум из возможного: предоставляем практику на реальных клиентских сайтах или своем проекте. Но как студент учится: выкладывается ли полностью, добирает ли знания в поисковиках или лениво повторяет за преподавателем, параллельно просматривая видео в TikTok, никто не знает.

Будьте критичны к оценке собственного уровня и попробуйте учиться осознанно. После каждой лекции или домашнего задания спрашивайте себя — чему научились, стали ли вы сильнее как специалист, где и как можно сразу применить полученные знания на практике. Если ваша работа связана с digital, берите заказы на биржах фриланса, помогите друзьям или просто работайте в стол. С нужным числом повторений возрастает и мастерство.

Получите максимум от онлайн-курса

Развитие навыков — главное, но не все. Онлайн-курсы предоставляют много возможностей повысить свою «цену» на рынке, если этим правильно пользоваться. Чем еще может помочь онлайн-университет:

Получить ценную обратную связь. Чтобы стать профессионалом, необходимо получить свою долю повторений и качественной обратной связи. Поэтому, например, «сливные» курсы на торрентах бесполезны — там нет домашних заданий и контроля со стороны преподавателей.

Добавить реальные проекты в портфолио. При прочих равных работодатель выбирает по одежке. Онлайн-курс позволяет поработать над реальными проектами и положить их в портфолио. Даже если задание будет выполнено с ошибками, наниматель увидит логику принятия решений и оценит стремление соискателя развиваться.

Познакомиться с экспертами. Онлайн-курс дает обратную связь от экспертов, а если защита диплома проходит очно — еще и возможность познакомится с ними лично. Но все это теряет смысл, если не общаться. Задавайте вопросы в общем чате, стучитесь в телеграм или на корпоративную почту — ищущим да воздастся.

Завести полезные связи. Проходя курсы, студент знакомится с другими обучающимися в закрытых чатах и очно, заводит полезные знакомства. Неформальное общение остается и после учебы, а иногда даже приносит профит в виде вакансий. Нескольких выпускников IMBA приглашали на работу их однокашники из крупных компаний.

Как повысить привлекательность для работодателя

  1. Покажите примеры своих работ (например, дипломную работу курса и видеозапись защиты). Если сделано качественно, шансы возрастут.
  2. Адекватно оценивайте свои компетенции. Не путайте умение с пониманием, будьте честны с собой.
  3. Старайтесь максимально разобраться во всех предметах, которые рассматриваются в курсе. Ваша цель — не пройти, а научиться. Если чего-то не поняли, не хватает информации — задавайте вопросы, гуглите. Уровень понимания хорошо виден на собеседовании.
  4. Старайтесь получить практический опыт параллельно с обучением, не дожидаясь окончания. Берите задачи на аутсорсе, у знакомых и друзей. Даже бесплатно.
  5. Учитесь ради знаний, а не ради корочки. Работодатель оценивает не только текущий уровень, но и готовность и желание расти и развиваться. Наличие курсов в резюме — показатель того, что человек готов инвестировать в свое развитие. Но важно не стать «вечным студентом» — теоретики не нужны, нужны практики.
  6. Не пренебрегайте HR-консультациями в рамках курсов и профессий. Они помогут правильно поставить карьерные цели, составить резюме и «подать товар лицом». Человек, который имеет цели и знает, чего хочет достичь, выигрывает в глазах работодателя.
Хотите стать клиентом?
(Рейтинг: 4.79, Голосов: 19.0000)
наверх