Цель любого бизнеса, не только стартапа, — заработать. Сделать это можно разными способами, но все они укладываются в 7 общих моделей:
- Модель продаж;
- Подписка;
- Freemium;
- Транзакционная модель;
- Реклама;
- Лидогенерация;
- Модель лицензирования.
Способы монетизации часто пересекаются, но ведущая модель, на которой ты будешь зарабатывать основные деньги, одна.
Рассмотрим каждый из перечисленных способов подробнее.
1. Модель продаж
Самая распространенная модель, когда ты продаёшь или перепродаёшь некий продукт. Отрасль особенной роли не играет. Главное — твой продукт можно увидеть, потрогать, понюхать, загрузить, надеть и т. п. Типичный пример такой модели — интернет-магазины (Ozon, WildBerries, М.Видео и иже с ними), виртуальные продукты (Битрикс24, amoCRM и т. п.), услуги (ведение бухгалтерии, юридические консультации и т. п.).
Плюсы:
Самая простая модель монетизации: есть продукт — есть потребитель, готовый платить за него (неважно, B2С, B2B), всё привычно и понятно.
Минусы:
У товара есть себестоимость. К тому же, если он физический, не избежать головной боли с логистикой: закупка, хранение, доставка… Организация склада и хранения требует отдельного бизнес-процесса и учёта. Как часто бывает в начале пути, никто этим вопросом не занимается, а потом появляется пересортица, возвраты, недостача и, как следствие, убытки.
Альтернатива — продавать продукт виртуальный, не требующий складов и транспортировки.
2. Подписка (subscribe)
Продукт содержит ценные для потребителя качества или информацию, которые становятся доступными за абонентскую плату. Обычно есть бесплатный тестовый период, в течение которого можно опробовать продукт. А дальше «утром деньги — вечером стулья» — и так ежемесячно/ежеквартально/ежегодно. Как правило, эту модель используют проекты, предоставляющие ценности динамичные, постоянно обновляющиеся или необходимые в течение длительного времени. Например, сайты для поиска работы, нишевые проекты с аналитической информацией, онлайн-кинотеатры и музыкальные центры, хостинг-провайдеры, сервисы для постинга в соцсетях и пр. Хорошо подходит для SaaS-проектов.
Плюсы:
Регулярное поступление денег: если клиенту всё нравится и он прочно подсел на твой продукт, он вряд ли уйдёт (если только тебе не удастся «эпически накосячить»).
Минусы:
Бесплатный период создаёт кассовый разрыв: твои вложения в маркетинг и сервис есть, а денег от клиента во время теста не получаешь. Кроме того, есть ощутимый процент тех, кто не становится твоим абонентом после пробного периода.
3. Freemium
Название модели — комбинация от free + premium. Подразумевается, что есть бесплатная демоверсия с пулом основных функций, но за весь набор крутейших фишек нужно заплатить. Эту модель тоже часто используют в SaaS-продуктах для B2B, как наиболее платёжеспособного сегмента. В отличие от подписки, потребитель платит один раз за полную версию продукта и пользуется ею неограниченное время. Кто не знает
Плюсы:
Клиент подсаживается на твой продукт. При условии, что ты предлагаешь действительно крутую и полезную штуку.
Минусы:
- Заставить себя платить после халявы может не каждый, особенно в нашей стране. Отсюда низкий процент перехода с демо на платную версию — 1 % считается неплохим достижением.
- Серьезные инвестиции в проект (часто убыточные) на начальном этапе: мало произвести классный продукт, нужно ещё на старте собрать огромную базу «горячих» клиентов, которые точно перейдут c free на premium. Как выход — стремиться к созданию вирусного продукта, который сам будет привлекать клиентов, как, например, игры типа Farmvill или Angry Birds. …А никто не говорит, что это просто!
4. Транзакция
По ней работают большинство посредников: маркетплейсы, агрегаторы, платёжные системы, банки и т. д. Зачинщиками в этой области стали, например, uber.com,
Ресурс-посредник обеспечивает сделку между продавцом и покупателем и получает свой процент от выполненного заказа (как вариант). Как правило, плательщиком выступает B2B-сегмент, но счастье наступает для всех трех сторон.
Основные условия для успешности такой модели:
- доход с одного клиента должен быть больше, чем стоимость его привлечения;
- ты должен привлекать клиентов намного дешевле, чем это может сделать партнер;
- ты должен предлагать намного больше клиентов, чем это может сделать партнер.
Плюсы:
Понятная для клиента модель: была продажа — он платит комиссию, не было продаж — не платит.
Минусы:
- Колоссальная нагрузка на бухгалтерию и финансовые службы. Посредничество — деятельность многосторонняя, и необходимо вести учет по каждому клиенту. А если их тысячи и у каждого по 10 покупок в месяц?
- Затратный маркетинг. Работать придётся на два фронта: и с покупателями, и с продавцами.
- Возможны проблемы с дебиторской задолженностью. В силу отечественного менталитета люди постараются не заплатить, если есть хоть малейший шанс.
5. Реклама
Ты запускаешь супермегапопулярный ресурс, как можешь привлекаешь и развлекаешь аудиторию, а заодно показываешь ей рекламу твоих истинных клиентов, с которых ты и получаешь доход. Кстати, одна из самых сложных моделей монетизации, так как надо быть в разы лучше конкурентов и привлекать максимально однородную аудиторию (например, не просто любителей путешествовать, а преимущественно фанатов автопробегов по городам и весям). Заметим, что модель, мягко говоря, провальная в периоды финансовых катаклизмов, когда рекламодатели безжалостно режут бюджеты. Самые успешные проекты с данной моделью — всем известные Яндекс, Google, ВКонтакте, Одноклассники, Аvito (хотя сейчас он зарабатывает и на подписке, и на freemium), блогеры.
Плюсы:
Дела пойдут замечательно, если произошло чудо и гиганты рынка пропустили какую-то нишу, а ты быстренько её нашёл и занял. Ключевое слово — «чудо».
Минусы:
- Пройдёт немало времени, прежде чем ты сможешь показать рекламодателям «вкусные» цифры по количеству и качеству твоей аудитории. В то же время надо развивать ресурс, платить сотрудникам и как-то выживать самому.
- Непременное условие — конкуренты должны сопеть где-то сильно позади, и рекламодатели должны это чётко видеть со своих трибун. На первых порах стартапу сложно стать в своей нише вторым Яндексом или Avito.
- Смотри минусы в модели транзакции: привлекаешь одних, продаёшь другим, а учёт ведёшь раздельно.
6. Лидогенерация
Если ты подвизаешься в рекламе, сам интернет велел идти дальше, привлекать лиды и продавать их заинтересованным компаниям.
Лид — это контакты потенциального (!) клиента: звонок, заявка, предварительный договор, подписка на рассылку с оставлением email.
Модель похожа на транзакционную. Но в последней сделка совершается, а здесь заинтересованный клиент (лид) может купить, а может и не купить, но это уже проблемы продавца.
Ресурсы-агрегаторы становятся источником лидов, собирая максимум информации по конкретной тематике (кредиты, КАСКО, купоны, ипотека — что угодно) и предоставляя её пользователям. Так работают, например, Banki. ru, sravni.ru, КупонГид, prostrahovanie.ru и подобные им сервисы. Их заработок — комиссионные с каждого конкретного клиента, пришедшего с сервиса к поставщику товара или услуг.
Плюсы:
Легко планировать бюджет, т. к. есть возможность просчитать стоимость лида.
Минусы:
Непросто объяснить клиенту, почему он должен заплатить за контакты потенциальных покупателей: продажи может и не случиться, а за лид «уплочено».
7. Модель лицензирования
Модель подойдёт далеко не каждому стартапу. Необходимо приложить огромные усилия для разработки уникального, востребованного продукта и продать его другим. Это работает в кино, музыке, литературе (при условии продажи больших тиражей), в случаях с IT-стартапом, при создании успешного бренда или технологии. Признавайтесь, кто хоть раз пытался найти бесплатно или «взломать» продукты Adobe, чтобы не платить за лицензионную версию?
По этой модели работает франчайзинг: ты создал нечто полезное, франчайзи покупает твою франшизу — платит взнос за право пользоваться твоим брендом/технологией, ты получаешь ежемесячные проценты с продаж. Например, систему Битрикс продаёт не только сам 1С-Битрикс, но и сеть веб-студий, которые делают сайты на этой CMS.
Плюсы:
Сравнительно низкая себестоимость на разработку продукта: создал один раз, тиражируешь тысячами. Единственное условие — смотри минусы.
Минусы:
- Модель работает, если ты предлагаешь действительно крутую вещь и её можно тиражировать, поэтому и подходит не всем стартапам.
- Продукт должен быть уникальным, желательно запатентованным, или ты должен быть первым на рынке в своей нише.
- Время должно быть на твоей стороне: не занимайся изобретением колеса, бери готовую модель. Выдвигай гипотезы, запускай проект и смотри, на чём можно зарабатывать.
Даже если ошибаешься, ошибайся быстро!
Как бы то ни было, к самой лучшей модели монетизации стартапер подходит через несколько лет, если случается возможность продать часть бизнеса, а то и весь проект, инвесторам. Не думаем, что команда Skype сильно пожалела :)
Подробнее о том, как рассчитать потенциальную прибыльность стартапа, читай в книге «Digital для стартапа».