Взгляните вокруг. По торговым центрам всех городов нашей страны уже притаились аттракционы с кричащей вывеской «Виртуальная реальность». Как правило, яркие кабинки с очками и джойстиками ютятся по углам, неизменно стараясь держаться вблизи шумных фудкортов и людных кинотеатров. Улыбчивые зазывалы ласково, но громко предлагают вам ощутить на себе всю магию невероятной игры, захватывающей сознание (а заодно и большинство из чувств восприятия окружающей реальности) всего за 100–200 рублей. Увидев такое, писатели-фантасты из прошлого не на шутку бы приуныли. Еще бы, ведь в их представлениях будущее неизменно выглядело каким угодно, но точно не таким.
Так может, просто дело в том, что эпоха еще не пришла? Или как? Мы собрали все самое интересное о том, что происходит с технологиями VR прямо сейчас, и представили, чего ждать уже в самом ближайшем будущем.
THE NEXT BIG THING
Сейчас виртуальную реальность называют не иначе, как the next big thing. И многие высокотехнологичные компании пытаются сделать деньги на этом большом явлении.
Очки VR бывают разными — начиная с простых картонных, в которые вы просто можете вставить свой смартфон со специальным приложением, заканчивая более продвинутыми под телефоны Samsung, делающие изображение трехмерным, а присутствие — реалистичным. Вершина эволюции — это сошедшие на днях с конвейера Oculus Rift. У компании Oculus есть еще множество разработок в этой области: перчатки, костюмы, камеры и даже целые комнаты для прогулок по виртуальной реальности. Сама компания Oculus принадлежит Facebook и Марку Цукербергу.
Марк Цукерберг торжественно представил новую команду в Facebook, главной задачей которой стала организация социального опыта в VR
Благодаря имитации взаимодействия с виртуальной средой oщущения пользователя в таких очках и гаджетах становятся наиболее полными по сравнению с простыми и привычными нам персональными компьютерами. Свои собственные устройства обещают представить уже в первой половине 2016 года такие компании, как HTC, META, Sony. И их список растет.
Применение технологий виртуальной реальности охватывает сразу несколько сфер человеческой жизни. Это панорамные видео формата 360`, интертеймент, игры, обучение, искусство, социальная сфера и даже медицина. Но, конечно же, на вершине «пищевой цепочки» находятся игры, еще раз игры и развлечения.
ДЕНЬГИ. МНОГО ДЕНЕГ
Виртуальная реальность — направление, которое за считанные месяцы набрало сумасшедшие темпы. То, во что не хотели верить представители инвестиционных корпораций еще в начале 2015 года, в начале 2016-го уже привлекло капитал и внимание толстосумов кремниевой долины. Если у вас еще остались сомнения относительно объемов и перспектив этого рынка, вот несколько цифр.
$50 млн — ровно столько японская компания-разработчик мобильных игр COLOPL собирается
$11 млн — такую сумму инвестиций
$6 млн — столь невероятные деньги смогли получить трое молодых калифорнийских разработчиков — Джонни Рос, Адам Левин и Космо Скарф, — объединившись с настоящими «ветеранами» индустрии мастером визуальных эффектов Джиллом Бэроном и гейм-дизайнером Люком Паттерсоном в компанию под названием
Не обойдем стороной устоявшуюся закономерность: то, что точно будет работать в digital, всегда появляется в первую очередь в арсенале у магнатов порноиндустрии. Один из крупнейших мировых ресурсов фильмов для взрослых PornHub смело повернул свой взор в будущее и сделал первый шаг в неизбежно перспективном направлении виртуального секса, запустив раздел со скромно футуристичным названием Porn VR. Это мультимедийный канал, который PornHub разработал совместно с BaDoinkVR — первой в мире студией, снимающей виртуальные фильмы для взрослых. Все это звучит немного нереалистично, но факт остается фактом: на данный момент канал Porn VR предлагает к просмотру небольшие ролики длительностью не более 5 минут формата 180` и 360`.
VR В МАРКЕТИНГЕ
Есть целая научная область, которая называется красивым словом нейромаркетинг. Она специализируется на том, как мы рассматриваем полки в магазинах, в какую сторону хотим пойти, за что хотим ухватиться взглядом, слухом или руками. И все это только ради того, чтобы исследователи могли понять, в какой момент мы готовы расстаться с деньгами. Ну кто, как не пронырливые маркетологи и рекламщики должны были первыми ухватиться за возможность использовать новую технологию VR в своих интересах?
Лидирующее место в гонке виртуальных разработок для этой сферы уверенно занимает CAVE — комната для виртуальных прогулок, а также набор очков, перчаток и сенсеров, следящих за вашими движениями, траекторией зрачков и даже пульсом. Так происходит изучение поведения покупателей и воздействие на него эмоциональных и поведенческих реакций. Эта область находится на стыке когнитивной психологии, нейрофизиологии, нейробиологии, технологии нейровизуализации и картирования мозга в направлении коммерческого применения.
Чтобы посидеть в салоне новенького авто, вам больше не нужен сам автомобиль. Чтобы оценить высоту потолков и вид из окна, вам больше не нужно ехать и смотреть саму квартиру. Все это уже случилось. Так почему бы домохозяйкам завтрашнего дня не прогуливаться вдоль виртуальной витрины в поисках нужного крема или соуса? Такие компании, как Tesco, J. Sainsbury и Procter & Gamble уже активно используют для маркетингового моделирования взаимодействия с крупными торговыми сетями. И это только начало.
В любом случае, использование VR для представления продуктов и услуг в массовом сегменте — просто вопрос времени.
ЧЕГО ЖДАТЬ ЗАВТРА?
Умники из Google уже предсказали нам появление к 2025 году массового рынка встроенных в мозг имплантов. Прямое подключение к головному мозгу и нервной системе существует и сегодня, но пока технологии передачи информации непосредственно нервным окончаниям малоразвиты и являются слишком дорогостоящими. Область применения сегодня — медицина и оборонная промышленность, а в частности — осмысленная механизация управляемых протезов при помощи нервных импульсов.
Но, как убеждает нас в своих исследованиях технический директор Google Рэй Курцвейл, менее чем через десять лет виртуальная реальность станет доступной для гаджетов, проецирующих изображение прямо на сетчатку глаза. Легкий кивок или движение глаз сможет выполнять роль клика или скролла.
Описанные нами выше устройства вроде или воздействуют на органы чувств человека. Устройства же завтрашнего дня будут способны взаимодействовать напрямую с мозгом пользователя. Как изменится модель потребления информации, насколько другими станут для нас такие привычные вещи, как просмотр рекламного ролика, общение с друзьями или покупки, остается только догадываться. Известно только, что точно останется неизменным: дешевые прямоугольные кабинки, раскрашенные в яркие цвета, и улыбчивые зазывалы в торгово-развлекательных центрах, ласково шарящие взглядами в ваших карманах.