На основе исследований Delotte, Glassdoor и Росстат, а также внутренний статистики результатов собеседований и входящих резюме в Ingate, мы описали главные особенности поколения Z.
В статье расскажем, как зумеры строят рабочий процесс, каков их психологический портрет, на что обращают внимание при поиске работы, как привлекать их в компанию и стоит ли это делать вообще.
Кто такие зумеры?
Поколение Z (Gen Z или зумеры) — термин, которым обозначают тех, кто родился с 1995 по 2012 года.
На данный момент в мире насчитывается приблизительно 1,3 миллиарда человек в возрасте от 14 до 24 лет — тех, кого можно отнести к зумерам. По данным Росстата в России их около 40 миллионов человек.
https://www.dfnpf.ru/journal/pension-system/generations
Поколение Z (Gen Z) сейчас находятся в начале своего карьерного пути. В среднем их возраст 20-25 лет, в основном это выпускники ВУЗов, те, кто заканчивает обучение или находится в процессе. Они выходят на рынок труда в то время, когда работодатели борются за таланты, их найм и удержание в компании.
Совсем скоро зеты будут составлять половину работающего населения. И работодателям придется меняться. Сильно. Поколение зумеров разительно отличается от предыдущих: беби-бумеров, X и Y.
В чем их особенности?
Поколение Z — были одними из самых уязвленных во время всеобщего локдауна. Школы, институты, кружки, важные жизненные мероприятия - выпускные, стажировки - все перешло в онлайн. Вчерашние выпускники, которые устроились на первую работу были сокращены одними из первых (при оптимизациях штата, в компаниях чаще всего страдают ассистенты). Как это отразилось на психике молодого поколения и на дальнейшем профессиональном становлении пока предсказать сложно.
Их основное отличие от других поколений соискателей в том, что у зумеров уже сформированы ожидания и требования к работодателю. Они понимают, что работа занимает большую часть времени и не готовы получить должность, которая не будет удовлетворять их требованиям. Работа должна приносить им удовольствие и тогда они будут вкладываться в нее на 100%.
Главные черты, согласно исследованию Deloitte (Understanding Generation Z in the workplace), это:
Лояльность к работодателю. Зумеры предпочитаю работать в компаниях, которые знают и/или взаимодействуют в своей повседневной жизни.
Карьерные перспективы. Новому поколению важно видеть возможности вертикального и горизонтального роста. Они хотят пробовать себя.
Индивидуальные задачи. Зеты предпочитают индивидуальные задачи командной деятельности. Им важно самостоятельно вести проекты, планировать своё время.
Корпоративно-социальная ответственность. Этому поколению важно не только качество продуктов, услуг компании, но и позиционирование на рынке, оказываемое социальное влияние. Почти 70% молодых специалистов готовы сменить работу из-за разногласий на тему ценностей.
Баланс ценностей. Зумеры ценят себя и не соглашаются на низкооплачиваемую работу. К переработкам они также не готовы, поэтому будут искать идеал в виде достойного заработка и комфортного рабочего режима.
Переоценка классического образования. Поколение Z по-другому оценивает получение «корочек» и дипломов. Возможности краткосрочных курсов и онлайн-образования с получением профессии за короткий срок для них более привлекательны.
Образ в социальных сетях. Зетам важно себя грамотно подать в социальных сетях. Они знают, что такое «личный бренд» и чаще всего формируют его, чтобы найти работу. Именно это поколение предпочитает делать свои страницы профессиональными, ставить правильные хэштеги, выкладывать портфолио или примеры работы, если имеют творческое направление. Работодатели идут за ними: таргетированные вакансии в инстаграмм и Facebook, различные работные группы.
Важность компенсаций и льгот. Зумеры знают, что могут получить работу с ДМС, оплачиваемым обучением, и будут стремится именно к этому варианту.
Гибкость работодателя. Почти половина зумеров готова сменить работодателя, чтобы иметь возможность гибридного или удаленного формата работы.
Наиболее распространенные фразы зуммеров относительно «Хорошей работы»:
Сверху вниз: рабочая обстановка, гибкие рабочие часы, хорошая з/п, приятные люди, гибкий график, отличная работа, легкие задачи, скидки от работодателя, бесплатная еда, легкая работа.
Что учесть работодателям при найме?
Большинство руководителей российских компаний не считают молодых подчиненных, относящихся к поколению Z, особенными по сравнению с более взрослыми сотрудниками, как сообщается в исследовании проекта YounGo компании Kontakt InterSearch Russia и агентства Graph Visual Communications. При этом, все больше бумеров выходят на пенсию, а поколение Z заменяет их со своим совершенно иным мировоззрением, взглядом на карьеру и рабочее место. В то время как все кричат о нехватке талантливых кадров, стоит присмотреться к себе, как потенциальному работодателю — меняемся ли мы вместе с кадрами, которые хотим привлечь.
Для этого при найме зумеров стоит принять во внимание:
- Наличие гибкого графика, работы в гибридном формате, удаленной работы. Зумеры выросли в цифровую эпоху и хотят возможность работать из любой точки мира без привязки к рабочему месту. Они выполняют цели и требуют соответствующего отношения.
- Сильный менеджмент. Зумеры не признают названного лидера. В отличие от предыдущего поколения, руководитель, который просто старше и опытней не является начальником по факту. Чтобы стать их руководителем, нужно изначально быть лидером, вести и заряжать команду, делиться экспертизой и ставить интересные задачи.
- Для зуммеров работодатель – это партнер и они требуют такого же отношения к себе. Поэтому поколению Z нельзя просто поставить задачу. Им нужно пояснить смысл, максимально подробно описать, что от них требуется сделать и зачем, в какой срок и, в идеале, предложить помощь в случае необходимости. Более 60% зетов ожидают подробную обратную связь по результатам своей работы для оценки производительности.
- Рассеянное внимание зетов, которые держат фокус только в течении 8 секунд. Представители этого поколения не могут долго воспринимать поток информации, так как выросли в эпоху интернета и смартфонов. Поэтому работодателям следует перестроить подход к обучению и адаптации новых сотрудников: разбить программу на небольшие порции, назначить наставника, который будет помогать и поддерживать его. В ином случае процент текучки кадров возрастет.
- Комфортное рабочее место, современный офис. Если у вас в компании это не так, то маловероятно, что они выйдут к вам на работу. Среди поколения постарше, как ни странно, больше любителей удаленки. Зумеры хотят иногда чувствовать себя офисным работником, находится в комфорте с коллегами.
- Повышенные ожидания по з/п. Уровень зарплат 5-летний давности устарел и есть риск остаться без сотрудников. Не смотря на стремление к work-life balance, исследования иностранных коллег показывает, что 58% работников Gen-Z готовы работать по ночам и в выходные, если это означает получение более высокой зарплаты.
По опыту иностранных коллег, чтобы не столкнуться с рисками, сопутствующими демографической яме, нужно также стараться брать выпускников сразу после ВУЗа. Компании, которые не занимались «выращиванием» молодых специалистов внутри компании, могут столкнуться с отсутствием соискателей.
Все исследования и данные показывают, что сотрудники поколения Z привносят в профессиональный мир свежие идеи и новые вехи трудовой этики. Чтобы привлечь их, работодатели должны быть готовы принять скорость внешних изменений. Это означает разработку новых форматов программ обучения и развитие лидерских качеств с реальным и ощутимым акцентом на разнообразии. Создавайте четкие карьерные пути и несколько форматов работы. Используйте опыт поколения X, поколения Y и бумеров, чтобы помочь поколению Z стать сильными и вовлеченными экспертами. Учитывайте привлекательность отрасли, в которой вы работаете, и репутацию вашей компании, работайте над развитием бренда работодателя.
Кто будет после Z?
Поколение Альфа — люди, родившееся примерно после 2010 года. Так предложил назвать их исследователь Марк МакКриндл. Альфа станут символом нового начала и откроют использование греческого алфавита в обозначении следующих поколений.
Еженедельно рождается более 2,5 млн альфа-детей. К окончанию своего временного интервала поколения их будет почти 2 млрд человек. Эти люди растут погруженными в современные технологии, цифровую реальность и взаимодействие с искусственным интеллектом. Их образ мышления разительно отличается от предыдущих поколений. Даже по сравнению с Z, альфа-дети поглощают и перерабатывают огромное количество информации в день. Что от них ждать на работе — узнаем только со временем.