Внутренняя оптимизация сайта – это один из важнейших этапов SEO-продвижения, который направлен на улучшение технических, поведенческих, визуальных и маркетинговых качеств интернет-ресурса.
Что включает в себя внутренняя оптимизация
Внутренняя оптимизация сайта проводится в соответствии с алгоритмами поисковых систем («Яндекс», Google, Mail.ru и др.) и спецификой продвигаемого проекта. Она состоит из множества различных работ, каждая из которых способна повлиять на видимость во Всемирной паутине, ранжирование и индексацию веб-страниц.
- Аудит сайта и устранение неисправностей. Предварительным этапом поисковой оптимизации является аудит ресурса на наличие неисправностей и ошибок, выявление факторов, снижающих позиции в выдаче, поиск решений и т. д. Исходный код HTML проверяется на валидность, воронка продаж – на способность вовлекать и продавать, дизайн – на привлекательность и т. д.
- Анализ рынка, конкурентов, целевой аудитории. Данные, полученные в ходе аудита, являются фундаментом для дальнейшей оптимизации ресурса. Они позволяют понять, как именно потенциальные клиенты ищут товары, какие ключевые слова используют, каков спрос на тот или иной вид услуг, что в трендах, какие ключи используют конкуренты, как правильно строить УТП (уникальное торговое предложение) и т. д.
- Разработка семантики и составление контент-плана. Семантическое ядро – это перечень запросов, которые используются потенциальной аудиторией для поиска информации, товаров, услуг. На данном этапе внутренней оптимизации сайта подбираются ключевые слова и фразы, которые ложатся в основу контент-маркетинга. На основе собранной семантики создается контент-план и пишутся статьи. На одну страницу приходится примерно по 10–20 ключей. Они обязательно должны содержаться в тегах, тексте, URL, чтобы сделать страницу более релевантной и видимой для поисковых роботов.
- Оптимизация структуры сайта и уровня вложенности. На основе семантики создается структура, которая должна быть максимально простой и удобной для пользователей. Вложенность страниц не должна быть слишком большой (не более 3–4 уровней с главной до целевой страницы), иначе это усложнит процесс поиска информации по сайту, что негативно скажется на ранжировании.
- Проработка URL. Наличие ключевых слов в доменном имени ресурса улучшает позиции в поиске. И если главный домен в некоторых случаях может обходиться без ключей (например, используется запоминающееся название компании), то поддомены обязательно должны содержать ЧПУ (человеко-понятный УРЛ). Поисковые системы «Яндекс» и Google умеют распознавать русские слова, написанные латиницей, поэтому семантические URL-адреса по типу «site.ru/kak-optimizirovat-sait» можно смело использовать для повышения релевантности веб-страниц.
- Оптимизация юзабилити и дизайна. Навигация по сайту, интерфейс, удобство использования и поиска информации, дизайн и внешний вид отдельных элементов – все это влияет на поведенческие факторы, которые учитываются поисковиками при ранжировании страниц. Чем удобнее и приятнее интернет-ресурс, тем дольше на нем задержится посетитель, больше страниц просмотрит. Это положительно скажется на поведенческих показателях, а значит, и на позициях в выдаче.
- Наполнение страниц контентом. В соответствии с подобранной семантикой и составленным контент-планом наполняются страницы сайта. Статьи должны быть уникальными, релевантными запросу пользователя, информативными, продающими (если требуется) и т. д. Кроме того, они должны содержать в себе ключевые слова в достаточном количестве, но без переспама. При необходимости текст разбавляется изображениями, видеороликами и другим медиаконтентом.
- Прописывание метаданных. Важной частью внутренней оптимизации сайта является правильно прописанные метатеги. Они помогают поисковым роботам лучше понять содержимое страниц.
- Title – это название, которое отображается на вкладке браузера.
- Description – это описание страницы (1–2 предложения). Текст дескрипшена отображается в сниппете, поэтому важно, чтобы он был грамотным и хорошо читаемым.
- H1 – H6 – обозначения, которые говорят поисковым роботам, о чем тот или иной блок текста. H1 – это название статьи (оно всегда одно на страницу), H2 – разделы статьи, H3 – подразделы и т. д.
В каждый метатег необходимо лаконично вписать ключевые слова без потери читаемости. Это позволит ресурсу занять более высокие позиции в органической выдаче.
- Работы по повышению кликабельности сниппета. Сниппет – это то, что пользователь видит на странице поисковой выдачи. От качества и привлекательности данного элемента зависит решение, кликнуть по ссылке или нет. Повышение кликабельности сниппета предполагает оптимизацию заголовков, описаний, создание привлекательного фавикона, добавление виджетов и функций (кнопки чата, ценников, адреса и т. д.).
- Оптимизация изображений. Изображения также анализируются поисковыми роботами при индексации страниц. Вся графика на сайте должна быть качественной и не быть слишком «тяжелой» (можно сжать без потери качества с помощью специальных сервисов). Для каждого изображения необходимо прописать тег alt (описание содержимого), который читается поисковой системой.
- Внутренняя перелинковка. Внутренняя перелинковка позволяет связать все имеющиеся веб-страницы между собой, а также обозначить значимость каждой из них. На главную должно ссылаться больше всего страниц. В процессе анализа поисковый робот переходит по всем ссылкам. Благодаря качественной перелинковке все страницы будут учтены, в результате чего ни одна не останется без индексации.
- Оптимизация скорости загрузки страниц. Из-за долгой загрузки пользователь может покинуть сайт еще до того, как увидит контент. На производительность ресурса негативно влияют:
- «тяжелые» изображения и элементы графики;
- анимация;
- наличие лишних строк в HTML-коде;
- скрипты Java, размещенные не в конце кода.
Оптимизация всех этих пунктов положительно скажется на скорости загрузки.
- Проверка и доработка стандарта исключений для роботов. Внутренняя оптимизация сайта невозможна без проверки стандарта исключений для роботов – файла robots.txt, который позволяет или наоборот запрещает поисковым системам индексировать сайт или отдельные URL. Если содержимое данного файла составлено неверно, ресурс или отдельные его страницы могут быть невидимыми для поисковиков и выпасть из индексации.
- Создание карты сайта. XML-карта сайта – это структура данных, перечень всех URL. Sitemap используется поисковыми роботами при индексации, поэтому должен быть качественно составлен и помещен на отдельную страницу.
- Поиск и устранение дублей и битых ссылок. Поисковые системы крайне негативно относятся к дублям и битым ссылкам. Если на сайте есть такие элементы, от них нужно избавиться. Найти их можно при помощи специальных программ.
- Настройка 301-го редиректа и 404-й ошибки. Чтобы индексация веб-страниц, переехавших на новый адрес, осуществлялась верно, необходимо правильно настроить 301-й редирект. Настройка 404-й ошибки позволяет не терять пользователей, попавших на несуществующий адрес.
Итог
В данный список были включены далеко не все работы. На самом деле, поисковики учитывают более 200 различных факторов. Внутренняя оптимизация сайта – это сложный и многогранный процесс, требующий определенных знаний, навыков и понимания работы алгоритмов поисковых систем. Но также это один из самых эффективных способов продвижения бизнеса в Сети.