Интересы людей различаются, поэтому результаты поиска для каждого должны быть уникальными. Для этого потребуется узнать ответы на следующие вопросы: кто вводит ключевые слова, из какой географической точки и когда поступил запрос?
Яндекс стал учитывать при формировании выдачи информацию о том, где находится пользователь, еще в 2009 году. Определить региональную принадлежность несложно. С ответом на вопрос, когда бы введен запрос, тоже не возникает проблем. Время определяется с учетом региона. Намного сложнее понять, кто воспользовался поисковой системой. Чтобы получить информацию о посетителе, используются данные о его поведении. На их основе можно спрогнозировать, какой вопрос он задаст в следующий раз.
При анализе поведения пользователей учитываются:
введенные ранее запросы;
ссылки, по которым человек переходил из поиска;
распределение этих действий во времени.
Оценка данных факторов легла в основу алгоритма «Калининград», который стал использоваться в основном поиске с 12 декабря 2012 года. По данным Яндекса, такая технология позволила улучшить выдачу по 70–80 % запросов.
Какие изменения произошли? С введением нового алгоритма поисковик стал учитывать интересы пользователей. Например, по запросу «бетховен» поклоннику музыки на первых строчках выдачи будут показаны ресурсы, посвященные композитору. А пользователям, которые интересуются кино, будут предложены ресурсы с информацией об одноименном фильме. В этом и состоит суть персонализированной выдачи Яндекса.
Определение тематики, интересной конкретному пользователю, происходит путем обработки истории поисковых запросов и распределенных по времени переходов по ссылкам. Тематика учитывается при формировании выдачи по запросу и оценке релевантности. Сейчас Яндекс способен различать свыше 400 тысяч смысловых категорий.
Может сложиться мнение, что поисковое продвижение сайта теперь бессмысленно, так как число вариантов персональной выдачи по каждому запросу соответствует количеству пользователей поисковика. Но это не так. Разберемся подробнее в данном вопросе.
Основная выдача достаточно стабильна. В большинстве случаев меняется порядок только первых 3–5 ресурсов в топе. Лидирующие позиции в выдаче по-прежнему занимают сайты, максимально отвечающие интересам пользователей.
Персональная выдача Яндекса формируется не по всем ключевым словам. По многозначным и информационным вопросам результаты поиска пока одинаковы.
Хранение данных о 60 млн пользователей и обработка свыше 3000 запросов в секунду довольно трудная и ресурсоемкая задача. При этом в любом случае нужно учитывать актуальные сведения об интересах посетителя.
Продвижение и поисковая оптимизация в первую очередь направлены на совершенствование ресурса. Человек, который впервые вводит тот или иной запрос, увидит неперсонализированную выдачу. Ресурсы, занимающие первые позиции на странице результатов поиска, всегда будут оставаться на них конкретно для этого пользователя, пока его интересы не обновятся.
Некоторые пользователи отказываются от персонализированной выдачи. Отключить ее можно в настройках поиска.
Чтобы полностью очистить историю поиска, удаляют файлы cookie. Для просмотра выдачи без учета персональных интересов можно воспользоваться другим браузером на персональном или планшетном компьютере.
Как утверждает Яндекс, технология персонализации позволяет каждому пользователю поисковика экономить до 14 % времени и быстрее получать ответ на интересующий вопрос. Скорее всего, данное направление продолжит активно развиваться. Персонализация также используется и в Google.