Грамотная работа с сотрудниками: секреты эффективного руководителя

прочитали: 1914

Что входит в базовый набор обязанностей любого менеджера независимо от сферы деятельности? Как выработать практические навыки управления? На эти и другие вопросы по поводу организации работы с сотрудниками отвечает книга «Менеджеры, вы меня слышите? Секреты получения реальных результатов». Ее авторы – исполнительный директор Verizon Wireless (крупнейший мобильный оператор США) Денни Стригл и консультант по производительности труда Фрэнк Святек. Опираясь на опыт этих успешных управленцев, мы постарались разобраться, как должны строиться взаимоотношения руководства с подчиненными.

Отношения руководителя и сотрудника
Работа с сотрудниками

Главные идеи, заложенные в книге

  1. Независимо от объема задач, которые решает менеджер, ему необходимо сосредоточиться на следующих ключевых целях:
    • прирост прибыли;
    • повышение интенсивности продаж;
    • обеспечение непрерывного контроля качества в сфере предоставления услуг;
    • рост производительности и снижение уровня затрат.
  2. Главное, к чему должен стремиться менеджер, – результативность. Для выполнения этой задачи необходимы две составляющие: энтузиазм и минимизация расходов времени на текучку (переписки, совещания и т. п.).

Неправильный менеджерский подход – отсутствие целеполагания

В начале своей карьеры Денни Стригл столкнулся с такими сложностями. Он готовился стать помощником руководителя телекоммуникационной компании и имел смутное представление о своих обязанностях. Поэтому сразу решил обратиться за помощью к начальнику, но тот несколько дней отсутствовал на работе в связи с командировкой. В результате Денни даже не представлял себе, чем заниматься. Когда руководитель вернулся, ситуация не улучшилась. Он признался, что и сам не знает, в чем состоят обязанности Денни, и единственное, что он смог посоветовать, – это выкладываться на полную и попросить разъяснений у руководителя подразделения. В ответ на все вопросы начальник поставил только задачу самостоятельно создать нишу и достичь в ней совершенства. Фактически Денни дали понять, что никто не понимает, чем он должен заниматься, поэтому делать это нужно идеально.

Работа с сотрудниками
Как правильно выстроить работу с сотрудниками

Правильный подход – четкое формулирование и постановка задач

Шесть месяцев, которые прошли до перевода на новую должность, позволили Денни усвоить важную истину: задача менеджера – задать четкое направление и поставить конкретные цели. И он пообещал себе, что никогда не будет относиться к работе, как его начальники, когда сам станет руководителем. Спустя 40 лет, когда Денни стал исполнительным директором и президентом Verizon Wireless, крупнейшей американской телекоммуникационной корпорации, он сделал своей философией такой постулат: независимо от должности и сферы деятельности главное, что должен делать менеджер, – это обеспечивать получение ожидаемых компанией результатов. Хороший управленец изо дня в день сосредоточен на успешном выполнении всех поставленных задач.

Основные критерии оценки результативности работы менеджера

  • Увеличение доходов. Обеспечение их роста входит в обязанности не только маркетологов и специалистов по продажам. Заботиться об этом должен каждый руководитель.
  • Расширение клиентуры. Менеджер обязан принимать меры для привлечения клиентов. В сфере IT заинтересовать потребителей может помочь разработка высокоэффективной системы оформления и выполнения заказов.
  • Удержание действующих клиентов. Для любого менеджера одной из ключевых задач должно быть постоянное повышение качества взаимодействия с клиентами, улучшение их впечатления от совместной работы.
  • Уменьшение затрат. Хороший управленец всегда ищет возможности для повышения производительности и сокращения расходов.

Распространенные ошибки менеджеров

Авторы книги привели список из 9 основных ошибок, которых управленцу следует избегать в первую очередь.

  1. Неспособность выстроить с подчиненными открытые и доверительные отношения

Добиться таких взаимоотношений между руководителем и сотрудниками, при которых они готовы беспрекословно следовать за своим шефом, можно только при наличии доверия. Чтобы достичь его, необходимо держать слово и быть честным.

  1. Потеря времени

Руководитель, не обеспечивающий достижение подразделением и компанией в целом необходимых результатов, очевидно, неправильно расходует свое время. Он уделяет незаслуженно много внимания решению второстепенных задач в то время, как важные задания остаются невыполненными.

  1. Неспособность нести ответственность за собственные действия и прививать это качество персоналу

Важным для любого начальника является ответственное отношение к собственным словам. Он обязан отвечать за них и учить тому же подчиненных. В коллективе должно действовать правило: каждый несет ответственность за сказанное.

  1. Отсутствие умения акцентировать внимание на действительно важных вещах

Руководитель должен оказывать подчиненным помощь, постоянно разъясняя, в чем заключается основная цель, к достижению которой им следует стремиться. Им необходимо быть сосредоточенными на главном, а не отвлекаться на решение второстепенных задач.

  1. Зависимость от точки зрения подчиненных

От начальника требуется четкая постановка целей. Он берет на себя ответственность за определение направлений работы и доводит свои решения до коллектива, а не ищет у него поддержки по любому поводу. Нельзя решать все вопросы общим голосованием.

  1. Желание во что бы то ни стало стать популярным

У персонала могут быть какие угодно отношения с начальником за пределами офиса. Но на работе не имеет особого значения, насколько он нравится подчиненным. Главное, чтобы с их помощью он мог добиться необходимых результатов.

  1. Самодовольство

Для хорошего начальника при выполнении должностных обязанностей не может быть основной задачей представление своей персоны в выгодном свете и убеждение окружающих в собственных заслугах. Его должно заботить исключительно достижение поставленных целей.

  1. Отказ от ответственности за организацию работы

Опытный и ответственный начальник всегда заинтересован в том, чтобы подчиненные сразу сообщали ему о случившихся неприятностях, чтобы можно было вовремя принять необходимые меры и предотвратить или хотя бы минимизировать негативные последствия.

  1. Борьба с симптомами болезни вместо ее лечения

Если ликвидировать внешние проявления проблемы, но при этом не выяснить, в чем ее причины, и не устранить их, это будет иметь негативные последствия в будущем. Вы должны быть готовы к тому, что со временем придется столкнуться с той же проблемой снова.

Правила построения доверительных взаимоотношений с подчиненными

Отношения с начальником
Какими должны быть отношения между начальством и подчиненными

Не может быть успешным руководитель, которому не доверяет коллектив. А чтобы добиться доверия, необходимо следовать таким принципам.

  • Честность и последовательность

В процессе общения с подчиненными вы должны следить за своей речью, чтобы она была прямой и понятной для них, без профессионального сленга и крылатых выражений (засучить рукава, взять быка за рога и т. п.).

  • Постоянный контроль выполнения ключевых задач

Нужно всегда быть в курсе дел и следить за тем, как выполняются главные задания. Если, например, подразделение не справляется с ними, выясните, что делается работниками для достижения поставленных целей и в каких масштабах.

  • Создание положительной атмосферы

Чтобы подчиненные доверяли своему руководителю, в коллективе должен быть доброжелательный настрой. Это поможет персоналу открыто высказываться по поводу любых рабочих вопросов и не бояться при этом получить негативную реакцию начальника.

  • Открытость по отношению к подчиненным

Каждый из них должен ощущать, что он может в любой момент обратиться к начальнику. Чтобы отношения между руководителем и подчиненными базировались на доверии, нельзя ограничиваться общением в условиях кабинета. Нужно встречаться за его пределами и обсуждать рабочие вопросы. Это даст сотрудникам ощущение своей ценности.

  • Уважительное отношение ко всем сотрудникам

Статистика показывает, что до половины менеджеров не продвигаются по карьерной лестнице и даже теряют свои должности, так как относятся к подчиненным неуважительно. Никогда не переходите на личности и обсуждайте с сотрудниками только рабочие вопросы.

  • Умение брать ответственность на себя

Помогайте подчиненным расти в профессиональном плане и при этом не забывайте заниматься своим развитием и карьерой. Сформируйте и поддерживайте положительную корпоративную культуру, и это позволит простимулировать персонал к эффективной работе.

Правильный распорядок дня начальника

Распорядок дня правильного начальника
Распорядок дня начальника

Рабочий день руководителя должен выглядеть так.

  1. Утро

Высыпайтесь, чтобы с утра быть бодрым и продуктивным. Сначала проверьте e-mail и ответьте на срочные и важные письма. Потом обойдите подчиненных и подбодрите их, после чего вернитесь в кабинет. Если запланировано совещание, оно должно быть простым и с четкой повесткой.

  1. День

Не стоит много есть на обед, иначе вы расслабитесь и потеряете силы. Отличная альтернатива обильной пище – пешая прогулка по улице. Вернувшись с обеда, просмотрите почту, сделайте звонки, если они требуются, и перейдите к решению срочных вопросов. После этого еще раз обойдите подчиненных.

  1. Вечер

Ближе к завершению рабочего дня соберите у работников данные о том, что было сделано. Займитесь персональным коучингом и обсудите с подчиненными, как поспособствовать их профессиональному и личному росту. Спланируйте работу на завтра. Офис лучше покинуть до того, как закончится официальный рабочий день. От вечерних деловых ужинов стоит отказаться, чтобы не терять время и силы. При необходимости можно взять работу на дом, но немного. Лучше оставшееся до конца дня время потратить на восстановление своих сил.

Способы повышения ответственности и сознательности

  • Проводите экстренные проверки.
  • Звоните на следующий день после оговоренной даты выполнения задачи.
  • Занимайтесь коучингом.
  • Собирайте вечерние отчеты (за 45 минут до конца дня).
  • Составьте соглашение о нормах работы за единицу времени.
  • Периодически организовывайте сбор подробной отчетности о совершенных операциях, например, ежеквартально.
  • Оценивайте результаты работы.
  • Разрабатывайте план улучшения производительности для подчиненных с неудовлетворительными показателями.

От того, как ведет себя руководитель, непосредственно зависит поведение персонала. Денни Стригл утверждает, что подчиненные начальника, который сначала говорит одно, а потом совершенно другое, не могут понять его требования. Нужно быть последовательным, всегда сохранять самообладание и не проявлять раздражение, чтобы не подать персоналу дурной пример.

(Рейтинг: 5, Голосов: 8.0000)