Маржа – это чистая прибыль, остающаяся после всех действий с товаром. Например, если бизнесмен покупает товар для продажи за 1000 рублей, отдает за его доставку 200 рублей и продает с наценкой 100 % за 2000 рублей, то его маржа получится 800 рублей. При наценке 200 % маржа получится 1800 рублей, то есть выше, чем себестоимость товара, так как он будет продан за 3000 рублей.
Виды высокомаржинальных товаров
Бизнес с высокой маржинальностью позволяет получить максимальный доход за счет продажи товаров, закупаемых по более низкой цене. К высокомаржинальным относятся:
товары для особых случаев. Продавая продукцию повседневного спроса, бизнесмен может получить неплохой доход, однако это происходит не за счет высокой наценки, а благодаря массовости: люди всегда покупают бытовую химию, средства гигиены, продукты питания. Товары высокой маржинальности – это подарки новорожденным, вечерние платья, золотые украшения, то есть те вещи, которые покупают не каждый день, а только когда есть повод. Чистая прибыль при их реализации может быть 300 % и более;
сезонные товары. Речь идет как об относительно недорогих предметах, например маскарадных костюмах и гирляндах, так и о дорогих товарах (шубах, дубленках и т. д.);
новинки рынка. Простой пример – продажа iPhone. Каждая следующая модель стоит намного дороже предыдущей, то есть продается с большей маржой. По мере того как модель устаревает, наценка на нее снижается.
Как работать с высокомаржинальными товарами
Определите рентабельность. Прежде всего нужно рассчитать рентабельность товара и понять, сколько продаж и за какой период он принесет. Иначе бизнесмен рискует остаться с качественным и дорогостоящим продуктом, но без прибыли. Например, продажа елей и сосен в конце декабря – это хорошая идея, которая принесет прибыль. Первого января эти деревья будут никому не нужны, так как Новый год уже наступит. Их можно будет продать, но за копейки, например на опилки. То есть предприниматель останется в убытке.
Рассчитайте наценки. Важно определить наценку. В нее входят затраты на доставку товара, реклама, зарплата продавца и т. д. Наценка – это разница между ценой товара на рынке и всеми издержками. Для высокомаржинальных товаров она должны быть минимум 20–25 %.
Проведите работу с ассортиментом. Возможно, лучше совмещать продажу высокомаржинальных товаров с низкомаржинальными продуктами повседневного спроса. Это поможет получить доход от бизнеса. Пример такой комбинации – продажа дорогих золотых украшений с драгоценными камнями с недорогими изделиями из серебра, например подвесками. Перед тем как создавать товарную линейку, лучше провести маркетинговый анализ, позволяющий выяснить запросы ЦА.
Топ-10 высокомаржинальных товаров
Маржинальные продукты позволяют получать прибыль, однако существуют товары с высокой маржинальностью, по которым наценка может составлять 300–1000 %.
Среди самых маржинальных товаров в 2023 году:
живые цветы. Этот товар всегда имеет высокую маржу. Например, в 2022 году голландские тюльпаны закупали в среднем по пятьдесят рублей, а продавали минимум за девяносто рублей. Перед праздничными днями, например Восьмым марта, спрос на такие товары увеличивается, что позволяет повысить наценки до 200–300 %;
элитный алкоголь. Такие товары можно эффективно предлагать покупателям с очень хорошей наценкой. Люди часто покупают элитный алкоголь в подарок, поэтому готовы платить большие деньги;
дорогие чай и кофе. Здесь причина высокой маржинальности такая же, как и для элитных спиртных напитков. Чай и кофе часто оформляют в красивые коробочки, чтобы их можно было подарить;
ювелирные изделия. Эти товары интересны почти всем людям, поэтому их часто покупают на праздники, например бракосочетание, помолвку или день рождения;
хенд-мейд. Оригинальные изделия, созданные вручную в единственном или нескольких экземплярах, нередко пользуются спросом у покупателей, поэтому наценка на них порой составляет более 100 %;
попкорн и снеки. Данные товары очень популярны в кинотеатрах и ТРЦ. Это обусловлено традицией есть попкорн, пока идет фильм, а также тем, что во время отдыха хочется перекусить. Поэтому попкорн и снеки в кинотеатрах и ТРЦ продаются намного дороже, чем в магазинах: наценка составляет не менее 100 %;
товары для праздников. Речь идет не только о товарах для Нового года, но и о предметах постоянного спроса, например именных открытках, свечах в форме чисел, воздушных шарах и других вещах, востребованных на праздниках;
солнцезащитные очки. Это сезонный товар, мода на который постоянно меняется. Трендовые солнцезащитные очки – это такой же признак статусности, как обувь, часы и сумки, что позволяет предлагать их с хорошей наценкой. Поставщиков, продающих солнечные очки, очень много, поэтому можно выбрать выгодные условия сотрудничества;
товары для животных. На них так же, как и на детских товарах, как правило, не экономят. Хорошую маржу можно заложить на лежанки, игрушки для собак и кошек, аквариумы и другие предметы для домашних питомцев;
комплектующие для оргтехники. Прежде всего речь идет о картриджах для принтеров. Можно комбинировать продажу дорогих оригинальных моделей с более дешевыми совместимыми расходниками. Картриджи востребованы у всех бизнесменов, а также у простых людей, которые время от времени пользуются принтерами дома. Это позволяет сделать на них высокую наценку: покупать будут в любом случае.
Выводы
Итак:
высокомаржинальные товары – это такие товары, которые можно реализовать конечному потребителю с высокой наценкой от 20–25 до 300–500 %;
высокомаржинальный товар – это такой товар, который предназначен для особых случаев, пользуется спросом в сезон или является новинкой;
работая с высокомаржинальными товарами, нужно определять рентабельность, наценку и правильно составлять ассортимент.