Трейд-маркетинг: что это такое, как определить эффективность

 Время чтения 11
|
прочитали: 2626
Трейд-маркетинг: что это такое, как определить эффективность
Редакция блога Ingate
21 декабря 2023
В отличие от обычного маркетинга, трейд-маркетинг воздействует не на конечного покупателя, а на того, кто продает товар. В статье мы расскажем о том, что это такое он нужен бизнесу и как определить его эффективность.

Что такое трейд-маркетинг

Трейд-маркетинг – это относительно новое направление маркетинга, целью которого является увеличение продаж через взаимодействие с партнерами, предлагающими продукт потребителям.

Отличия трейд-маркетинга (торгового маркетинга, ТМ) от обычного маркетинга:

  1. Нацеленность на оптовиков и ритейлеров, а не на конечного потребителя. ТМ представляет собой В2В-стратегию, позволяющую разместить продукцию в салонах и на полках партнеров;

  2. Воздействие на потребителя через товарные цепочки. Производитель пытается увеличить спрос на продукцию через промоакции, дегустации, акции типа «подарок при покупке». Однако основная цель ТМ – сделать так, чтобы товар появился в торговой точке контрагента.

Трейд-маркетинг оптимален для производителей с дистрибьюторскими сетями или цепочками продавцов, реализующими товары потребителям, однако он неуместен для онлайн-магазинов, так как они работают иначе. Для ТМ необходимо, чтобы потенциальный покупатель видел товар лично, то есть на полке магазина. Отличие трейд-маркетинга от промо заключается в том, что промомаркетинг является его частью и направлен на формирование и стимулирование спроса итоговых потребителей на определенную продукцию.

Какие задачи решает трейд-маркетинг

Цель ТМ – продолжительная работа с дилерами, соответственно, его основная задача – сделать так, чтобы производитель мог предложить оптимальные условия сотрудничества. Тогда его продукция появится в магазинах контрагентов и ее купят.

Поставщику нужно:

  • создать лучшие условия сотрудничества;

  • предложить контрагентам помощь в продажах;

  • доказать партнерам на практике выгоду совместной работы;

  • закрепить у торговых партнеров мнение о преимуществах сотрудничества;

  • сделать свой бренд узнаваемым и создать себе хорошую репутацию;

  • предложить скидки и акции для покупателей для быстрой продажи товара;

  • увеличить количество повторных покупок.

Как работает трейд-маркетинг

ТМ нацелен на всю цепочку продвижения продукции, чтобы сделать работу каналов и точек продаж эффективной. Перед решением любой маркетинговой задачи необходим план: сначала надо проанализировать конкурентов, сделать позиционирование и пошаговую стратегию.

Чтобы подтолкнуть человека к покупке, надо задействовать 3 мотивации:

  1. Выгоду, которая обеспечивается скидками и акциями.

  2. Новые впечатления – через интересные мероприятия, связанные с продуктом.

  3. Пробу товара с помощью дегустаций и раздачу подарков.

Исходя из задач, можно использовать следующие инструменты ТМ:

  • скидки, в частности сезонные;

  • программы лояльности для работников;

  • программы лояльности для потребителей, например, распродажи, акции «1 + 1 = 3»;

  • проведение тематических выставок, подготовку стендов с продуктом, промоакции;

  • мерчандайзинг – правильное расположение товаров от двери до полок;

  • POS-материалы: вывески, листовки, брошюры, буклеты и др.

Приемы трейд-маркетинга

Outdoor-маркетинг

Сводится к правильному выбору магазина. Нужно понять, где товар будет лучше продаваться, учитывая местонахождение торговой точки: ее проходимость, близость остановки, наличие парковки. Вблизи магазина должны находиться понятные указатели. Важно сделать вывески, привлекающие внимание и наружную рекламу.

Indoor-маркетинг

Это совокупность мер, влияющих на потребителя, находящегося в магазине. В indoor-маркетинг входят:

  • оформление витрин;

  • рекламные материалы, раздаваемые покупателям;

  • мерчандайзинг;

  • выставки товара, стенды с ним;

  • звуковая и видеореклама в торговой точке.

Оба инструмента эффективны, только когда работают вместе.

Инструменты ТМ на примерах мероприятий

Чтобы продвигать товары, применяют трейд-маркетинговые мероприятия. Перечислим самые результативные:

Денежные поощрения для продавцов. Направлены на увеличение объема продаж через активность менеджеров. Например, фирма продает мебель и получает от завода-изготовителя план продаж на 20 млн рублей. Если он будет выполнен, то магазин получит бонус 3%, который распределит между работниками.

Снижение закупочной цены, скидки. Снижение цены при оптовой закупке делает товар более привлекательным для покупателя, который потом размещает его на полках магазина и перепродает потребителям.

Обучение сотрудников партнеров. Если продукция сложная, то нужно рассказать работникам контрагента о ее выгодах и преимуществах. В любом случае важно объяснить продавцам, как его презентовать.

Бизнес-ивенты. Они представляют собой мероприятия в бизнесе, но крупнее, чем обычные совещания, например деловые встречи, конференции с презентацией определенного товара. Это помогает рассказать партнерам о преимуществах продукции, а также понять стратегию продаж главных дилеров и оптовиков.

Промоупаковки. Они сделаны так, чтобы товар вышел дешевле, чем при его обычной продаже. Разницу с реализации получает торговый партнер.

Уникальная дистрибуция. Она действует так – бизнесмен назначает партнера своим эксклюзивным представителем, например, в Москве. Те, кто интересуется товаром на сайте, идут к нему. Это позволяет представителю получить дополнительный трафик, а бизнесмену – сделать предложение уникальным.

Разработка стратегии ТМ

Шаг 1. Анализ рынка. Осуществляется через мониторинг, чтобы определить:

  • целевую аудиторию;

  • конкурентов;

  • отличие товара от аналогичного продукта.

Много информации можно получить на тематических выставках. 

Шаг 2. Планирование. Нацелено на выявление желаемых показателей. Нужно выяснить:

  • допустимый бюджет для продвижения товара;

  • измеримые показатели за определенные периоды;

  • итоги для всей фирмы.

Сюда же надо включить финансовый анализ: просчитать вероятные риски и понять, как свести их к нулю.

Шаг 3. Работа с узнаваемостью бренда. Контрагенты бизнеса должны получить информацию, позволяющую ответить на вопросы:

  • что это за продукция и кто ее производит;

  • почему она нужна им в данный момент.

Идеально, чтобы работал принцип Парето, когда 20% усилий дают 80% результата.

Как определить, эффективен ли трейд-маркетинг

ТМ работает, если наблюдается:

  • увеличение клиентской базы;

  • широко представленный ассортимент;

  • повышение узнаваемости бренда на рынке;

  • рост количества лояльных покупателей.

Лояльность покупателей можно посмотреть в отчетах о продажах.

Показатель ROI позволяет отследить, какую прибыль дает продажа товаров за минусом затрат на рекламу. Показатель ROI должен быть положительным. Если он отрицательный, то маркетинговая стратегия неправильная.

Показатель определяется по формуле:

ROI = (доход от вложений – сумма вложений)/размер вложений * 100 %.

Показатель LTV помогает судить о доходе для бизнеса от каждого отдельного покупателя. Показатель LTV определяется за весь период работы или за определенный промежуток. К примеру, покупатель берет чай конкретной марки дважды в месяц в течение года. Можно определить точную сумму прибыли по данным характеристикам.

Показатель ROMI. Он представляет собой коэффициент окупаемости вложений и помогает понять, сколько прибыли получил бизнес за минусом расходов на маркетинг.

Показатель определяется следующим образом:

ROMI = доход/расход * 100 %.

Оценка результатов:

  • 30% – нормально;

  • 50% – хорошо; 

  • 80% – отлично.

Команда ТМ

Некоторые организации не выделяют отдельную команду ТМ, а перекладывают функции на другие структурные подразделения. Однако крупным компаниям лучше создать специальный отдел, который можно назвать B2B.

В команду обычно входят:

  1. Менеджер – придумывает и организует стратегию продвижения, а также контролирует работу других членов команды;

  2. Аналитик. Его задача – анализировать показатели эффективности. Он предоставляет и оценивает отчеты и знает в правильном ли направлении идет стратегия;

  3. Координатор помогает аналитику и менеджеру. Его задачи – прием и обработка заявок, а также работа с документами.

Выводы

Трейд-маркетинг помогает увеличить продажи через работу с контрагентами.

Задачи ТМ – повлиять на решение торгового партнера закупить товары, помочь ему реализовать продукцию и увеличить продажи, повысить узнаваемость бренда.

Для того, чтобы трейд-маркетинг был эффективным, нужно разработать стратегию еще до его внедрения.

ТМ работает в перспективе, то есть его эффект заметен со временем.

Чтобы достичь хороших продаж, нужно регулярно следить за тенденциями в области маркетинга и примерять их на свой бизнес.

Эффективная продажа товаров невозможна без качественного сотрудничества с партнерами. Торговый маркетинг – это важная ступень на пути к увеличению прибыли.

Хотите стать клиентом?
(Нет голосов)
наверх