Для каждого запроса выбирается одна продвигаемая страница, которую называют целевой. Именно на нее ведет ссылка, показанная в результатах поиска.
К сожалению, невозможно напрямую указать целевые страницы для каждого запроса поисковым системам. Они самостоятельно определяют релевантность разделов ресурса тем или иным фразам, которые вводит в строку поиска пользователь. Обычно наиболее релевантной запросу считается только одна страница на сайте. Из-за особенностей алгоритмов ранжирования разные поисковые системы могут выбирать разные целевые страницы для одной и той же ключевой фразы. Если провести грамотную оптимизацию, поисковик быстрее признает документ или раздел веб-ресурса отвечающим на вопрос пользователя.
Подбор релевантных страниц по запросам является важным этапом продвижения, на 30 % определяющим его успешность. В первую очередь необходимо разделить на группы семантическое ядро. Для этого используются 5 критериев:
Тип страниц в выдаче. Если поисковые запросы, аналогичные выбранным для продвижения, у конкурентов ведут на главную страницу, то именно главную и нужно считать целевой. И наоборот, если в выдаче показаны ссылки на разделы второго уровня, то ключевые слова объединяют в соответствующую группу.
Логика сайта. Для продвижения по коммерческим запросам, включающим слова «цена», «стоимость», выбирают страницы с описанием товара и указанием расценок или те, которые можно доработать, добавив стоимость. Такие ключевые слова относят к отдельной группе.
Семантика и вложенность тематик. Если в одной семантической категории все запросы подходят по смыслу друг к другу, имеют небольшой спрос и среди них нельзя выделить самый главный и частотный, их объединяют в одну группу.
Правило «Один – много». Для ключевых фраз, которые не точно определяют интересующий объект, а указывают на его категорию или класс («кондиционеры», «ноутбуки»), подбирают разделы товарных категорий или общий каталог. Целесообразно использовать товарные категории, если на первых позициях в выдаче по запросу находится не менее двух страниц такого типа.
Правило «Один – один». В отдельную группу объединяют ключевые фразы с названием конкретной модели товара. Для данных запросов посадочной страницей будет описание соответствующего продукта или услуги.
После разбивки семантического ядра для каждой сформированной группы производится подбор релевантных страниц. Рассмотрим это на примере распределения запросов по разделам сайта стоматологической клиники.
Сначала семантическое ядро делится на группы по итогам анализа топа и с учетом логики ресурса. Затем запросы делят по принципу тематической и семантической общности. Одной группе соответствует одна посадочная веб-страница. Данный подход сводит к минимуму риск логических ошибок при распределении запросов по разделам сайта.
Чем разнообразнее семантика, чем больше средне- и высокочастотных запросов на продвижении, тем больше разделов потребуется создать на сайте. Желательно распределять не более 3–5 ключевых фраз на одну страницу. Это связано с принципами написания полезного контента. Написать читабельный содержательный материал под множество запросов практически невозможно.
На следующем этапе необходимо проверить выбранные страницы. Для этого выявляют наиболее релевантные из них с точки зрения поисковика. Сделать это можно двумя способами, которые мы рассмотрим на примере сайта стоматологической клиники.
- Определение релевантной страницы через расширенный поиск в «Яндексе»
Открываем расширенный поиск.
Вводим в текстовое поле запрос и указываем URL сайта (в нашем случае prezi-dent.ru);
Смотрим, какую страницу поисковая система считает наиболее релевантной. В нашем примере это http://www.prezi-dent.ru/main/implant.php.
- Определение релевантной страницы в «Яндексе» с помощью языка запросов
Сначала вводим следующий запрос в строку поиска:
Затем сравниваем, насколько варианты, предложенные «Яндексом», соответствуют выбранной группировке семантического ядра.
Если у ресурса хорошие показатели, но выяснилось, что поисковик не согласен со сделанным на предыдущем этапе распределением запросов, можно откорректировать их группировку. Если же сайт новый, у него небольшая ссылочная масса или мало страниц, наполненных контентом, можно оставить первоначальный вариант и подбирать разделы с учетом целей ключевых фраз.
Когда посадочные страницы подобраны, очень важно проверить, пригодны ли они для продвижения: не являются ли они служебными, подходящий ли у них URL, нет ли дублей, есть ли эти части ресурса в индексе поисковой системы. Нарушение хотя бы одного пункта может создать помехи к выходу в топ. В таком случае придется выбирать в качестве целевых другие страницы или производить доработку сайта для устранения недочетов.
Закончив распределение ключевых фраз по разделам, важно еще раз проверить, соответствует ли такая группировка основной задаче. Страницы должны отвечать целям запросов и ранжироваться выше остальных документов с того же сайта по выбранному набору ключевых слов.
Отдельно рассмотрим работу по распределению запросов при трафиковом продвижении сайта. Если цель SEO – привести больше посетителей на сайт, в идеале надо проработать каждую его страницу. При этом начинают с главной и разводящих, поскольку для них подходят высоко- и среднечастотные запросы: у них наибольший потенциал в привлечении трафика. Подбор ключей осуществляется по принципам, описанным выше.
На следующем этапе прорабатывают товарные страницы: они становятся целевыми для средне- и низкочастотных запросов. Затем оптимизируют вспомогательные разделы, такие как «О компании», «Доставка», «Контакты» и т. д.