Мобильный маркетинг – совокупность способов взаимодействия с целевой аудиторией посредством мобильных устройств пользователей: телефонов, смартфонов, планшетов. Могут применяться следующие способы: SMS-рассылка, мессенджеры, автодозвон, посещение сайта, использование мобильного приложения, push-уведомления и др.
Основные направления мобильного маркетинга
Мобильный маркетинг может выражаться в виде:
- использования возможностей, которые предоставляют провайдеры сотовой связи. В таком случае конечный потребитель может и не иметь доступа к интернету для коммуникации с ним;
- применения интернет-технологий, предусматривающих подключение потребителя к интернету.
Без сайта
Первый и самый простой вариант связан с информированием получателей посредством рассылки SMS-сообщений. Отправка возможна только на телефоны людей, которые сами оставили свои номера и дали на это согласие. Характер сообщений и предлагаемый сценарий могут быть самыми разными. Так, сегодня крайне трудно для удержания клиентов просить их отправлять какие-то цифры или слова на короткие номера телефонов, так как люди напуганы рассказами о мошенниках или уже стали их жертвами. Отправка таких сообщений не обходится без применения интернет-технологий, но пользователь об этом не знает. Для него это самые обычные SMS, которые не всегда ему интересны.
С сайтом
Интернет предоставляет намного больше возможностей. Основным способом взаимодействия с целевой аудиторией является обычное использование сайтов, но полностью заточенных под то, чтобы можно было не только просматривать их, но и совершать активные действия, имея в руках планшет, смартфон или даже просто сотовый телефон.
С использованием приложений
Отдельно следует выделить применение мобильных приложений. В данном контексте под ними следует понимать программы, способные транслировать рекламу либо позволяющие устанавливать контакт с пользователями и получать от них заказы.
Основной же формой мобильного маркетинга являются мобильные версии сайтов, которые в течение последних лет стали представлять собой основной инструмент работы с целевой аудиторией, использующей гаджеты для доступа в Сеть.
Не просто оптимизация, а создание мобильной версии сайта
Современная мобильная оптимизация сайта предусматривает создание едва ли не основного его варианта. Конечно, если услуги или товары компании ориентированы на людей, которые часто находятся в Сети. Примерно до 2012 года под этим же понимали замену графики на надписи, усечение всего того, что могло вызвать задержки при загрузке страниц.
В настоящее время скорость мобильного интернета стала вполне достаточной для того, чтобы смотреть фильмы, слушать музыку, рассматривать графику, скачивать объемные документы. Однако само состояние пользователя с гаджетом в руках накладывает отпечаток на то, как он воспринимает информацию.
Правильная мобильная версия должна учитывать расположение текста отдельными блоками.
Но не все так просто. Возникает множество проблем, которые имеют свойство разрастаться вместе с развитием технологий. Конечно, они являются решаемыми, но это требует специфической подготовки. Основным спорным моментом, который порождает мобильный интернет-маркетинг, является смешение концепций предоставления информации.
Примером может служить изменение типа отображения комментариев «ВКонтакте» с последовательного, когда все они шли друг за другом, на древовидное, которое было создано для тех, кто заходит в социальную сеть с мобильных устройств, но стало общим. Пользователи «ВКонтакте» массово выражали свое недовольство, но это ни к чему не привело. Вызывает некоторое сомнение и нарратив в Яндекс.Дзене – истории в картинках с подписями к ним, что раньше было хорошо для школьников младших классов. Мы все меньше и меньше можем сказать текстом, но еще не выработали взвешенного подхода к тому, как сделать то же самое с помощью графики, аудио- и видеоматериалов.
Рассмотрим конкретные примеры
Идеальный контент настоящего времени должен содержать в себе несколько слоев, и это вовсе не философское измышление. Представьте себе статью, которая рассказывает о том, что в ближайшее время состоится выставка, которая каждый год проходит в рамках очередной биеннале дизайна. И это не пресс-релиз, а именно статья, которая раскрывает особенности прошлых выставок, ее разделов, отвечает на десятки профильных вопросов. Этим материалом заинтересовался менеджер типографии, но в его руках смартфон, а время от времени чтение приходится прерывать на неотложные дела. Воспринять всю полноту информации и понять, нужна ли эта выставка полиграфистам, в такой обстановке может и не получиться.
Где-то в тексте будут ответы на насущные вопросы, но до них еще нужно дойти. И это вовсе не говорит о том, что статья низкого качества. Подробное и последовательное изложение не может быть тезисным, но может включать в себя эти тезисы. Главное – выделить в статье те ее части, которые будут хорошо восприниматься с экрана смартфона или планшета.
С самого начала практически идеально совпал с мобильным использованием интернет-ресурсов только формат landing page. Он подразумевает наличие на сайте самой главной информации, которая распределяется на блоки, каждый из которых соответствует одному экрану. Преимущество в том, что лаконичность изначально соответствовала концепции таких ресурсов. Пытаться довести до такого же состояния контент обычных страниц сайтов неразумно, потому что пользователи заходят на них не только с мобильных устройств. В каком-то случае им нужна укороченная версия, а в каком-то полная.
В основе шагов на рынке мобильного маркетинга должно лежать тщательное изучение особенностей поведения пользователей и их предпочтений.
Выводы
- Мобильный маркетинг требует компромиссных решений, адаптивного дизайна и понимания психологии людей, использующих гаджеты для доступа к Сети.
- Успех ждет того, кто найдет свой способ в совмещении всех инструментов продвижения бизнеса в интернете.
Нужно помнить, что современный мир требует углубленного изучения поведенческих реакций пользователей, которые все чаще не прощают ошибок. Не следует пытаться слепо повторять стратегию крупных компаний. Если администрация социальной сети с миллионами пользователей может позволить себе диктовать условия, то сотрудникам интернет-магазинов и информационных агентств нужно принимать только взвешенные решения.