Что такое Lean Canvas и как использовать

прочитали: 976
Что такое Lean Canvas и как использовать
Редакция блога Ingate
20 декабря 2023
Lean Canvas (бережливый шаблон бизнес-модели) – это таблица и методология, позволяющая управлять компанией с учетом целей, методов, подходов и действий для развития бизнеса. Иначе говоря, это таблица из 9 блоков, в которой схематически представлена бизнес-модель фирмы.

В этом материале мы сделаем упор на шаблон бизнес-модели, направленной на управление определенным продуктом, а не на продвижение бизнеса. Использование такого шаблона позволит избавиться от рутинной работы и легко создать бизнес-план.

Зачем нужен Lean Canvas

  • создать алгоритм создания продукта. И в дальнейшем результативно управлять его развитием. В таблицу вносят информацию, помогающую сконцентрироваться на самом важном;

  • добиться выполнения KPI. Канва бизнес-модели учитывает главные показатели. Нужно, чтобы они легко определялись и имели связь с основной целью бизнеса;

  • создать финансовую модель. Исходя из шаблона можно оценить, подходит ли изначальная идея для прибыльного бизнеса или нужно ее доработать;

  • сэкономить время. Чтобы утончить финансовые вопросы, не нужно планировать в течение нескольких лет. Хватает базовой оценки доходов и расходов по проекту.

Плюсы и минусы Lean Canvas

Плюсы

  • Шаблон помогает понять, какую проблему нужно решить бизнесу не только в настоящее время, но и в перспективе.

  • Lean Canvas не делает бизнес-процессы более сложными, а использует доступные идеи, которые можно проверить.

  • Главные показатели, предложенные шаблоном, помогают оценить, в том ли направлении идет бизнес.

  • С Lean Canvas можно работать с недостаточным объемом информации и неконкретизированными условиями.

Минусы

  • Шаблон сильно учитывает внутреннюю направленность продукта, не принимая во внимание его экосистему, что не подходит для крупных продуктов.

  • Lean Canvas концентрируется на текущих потребностях клиентов, что ограничивает бизнес в разработке стратегии.

  • Для работы необходима полная информация о своем бизнесе, его продукте, конкурентах и ЦА.

Примеры Lean Canvas

Приведем пример заполнения Lean Canvas, используемого бизнесом, чтобы управлять продуктом на примере.

Проблема – сложно вызвать такси, когда в нем острая необходимость.

Решение – быстрая подача авто из любой точки города.

Ключевые показатели – количество людей, установивших приложение, и число вызовов такси.

Уникальное ценностное предложение – поездка в такси с комфортом, но с большей безопасностью и выгодой.

Скрытое преимущество – известность бренда на рынке.

Каналы – рекомендации знакомых, родственников.

Сегменты клиентов: люди любого пола от восемнадцати до двадцати девяти лет, учащиеся вузов и ссузов.

Структура затрат – продвижение и маркетинг.

Потоки доходов – 25 % от цены заказа такси, учитывая маршрут и период простоя авто.

Где скачать шаблоны Lean Canvas бесплатно

Схему можно не рисовать вручную, а воспользоваться конструктором таблиц, например Miro. Чтобы создать бизнес-идею, можно использовать готовый шаблон Lean Canvas на русском в виде электронной таблички.

Как заполнять шаблон Lean Canvas

Шаг 1. Создайте новую таблицу самостоятельно или используйте шаблон.

Внесите информацию в блок «Проблемы и существующие альтернативы». Это касается потребителей вашего продукта. Нужно указать по 3 фактора для каждого показателя.

Если вы затрудняетесь заполнить этот блок:

  • коротко пропишите каждую проблему;

  • представьте, что вы находитесь на месте потребителя;

  • определите, какие 3 разочарования вы бы испытали, пытаясь удовлетворить потребность.

После того как вы указали 3 проблемы, допишите к каждой из них по одной альтернативе, которую пользователи могут применять, чтобы удовлетворить собственные потребности. Распишите целевые сегменты потребителей с примечаниями.

Подумайте, какие люди будут покупать продукт первыми. Вкратце опишите своих первых клиентов.

Шаг 2. Создайте блок «Уникальное ценностное предложение (УЦП)» для вашего продукта. Воспользуйтесь заметками, сделанными ранее, чтобы указать не только УТП, но и скрытое преимущество. Хорошее уникальное ценностное предложение должно эффективно решать проблемы потребителей.

В составляющие правильного УЦП входят:

  • релевантность;

  • определенные положительные стороны;

  • преимущества среди конкурентов.

Составляя УЦП, учитывайте проблемы первых пользователей и ЦА.

Важно! Хорошие бизнесмены нередко продают не именно продукт, а ожидания и эмоции от его применения. Например, компания предлагает обучиться эффективному управлению персоналом. Она продает не обучение, а ожидания хорошего дохода, карьерного роста и изменения жизни к лучшему.

Шаг 3. Внесите данные в блок «Скрытое преимущество». Говоря простым языком, скрытое преимущество – это то, что не может повторить или купить конкурент. Оно настолько привлекательно для клиентов, что они остановят выбор на вашей продукции, а не на чужой. Чтобы корректно определить скрытое преимущество, нужно хорошо понимать свой продукт, а также нишу, в которой он находится, его целевую аудиторию и иметь сведения о конкурентах.

Шаг 4. Внесите данные в блок «Решение». Чтобы создать решение, можно воспользоваться личным видением продукта, его опциями и возможностями. Желательно искать решение всем коллективом. При этом нужно рассматривать разные идеи, даже те, которые изначально кажутся нелепыми. В итоге следует оставить только те, которые удастся обосновать, например в числовом формате.

Шаг 5. Заполните блок «Каналы». Напишите, какие каналы помогут продвигать определенный продукт. Можно объединить их в группы по определенным факторам, к примеру по цене, или сделать 2 категории: «бесплатные каналы» (соцсети, SEO) и «платные каналы» (контекстная реклама и др.).

Шаг 6. Внесите данные в блок «Потоки прибыли». Укажите, какие источники принесут основной доход вашему продукту. Старайтесь точно предвидеть, откуда будет идти прибыль и что будет входить в расходы. Пропишите теоретические потоки доходов и внесите их в таблицу.

Шаг 7. Включите блок «Ключевые метрики» для определенного продукта. Для этого пропишите KPI, которые можно измерить и рассчитать. Это позволит вам отследить результаты ведения бизнеса. Вы можете отслеживать ключевые показатели через любые временные промежутки, однако сами KPI должны учитывать особенности управления продуктом. Например, KPI приложения для смартфона может быть количество его закачек или зарегистрированных пользователей.

Особенности использования Lean Canvas

Применяйте бизнес-шаблон только к определенной аудитории. Это позволит вам не ухудшить репутацию бренда, если по каким-то причинам продукт провалится. Чтобы создать работающую бизнес-модель, сделайте и проверьте MVP (минимально жизнеспособный продукт) следующим образом:

  • разработайте идею продукта, не вкладывая в это большие суммы. На данном этапе основная задача – придумать решение с минимумом нужных опций;

  • применяйте шаблон к ограниченной части ЦА, чтобы проверить его востребованность в небольшом кругу потребителей;

  • получите фидбэк и оцените, что в вашем продукте понравилось, а что не понравилось ЦА.

Это позволит вам понять, как улучшить ваш продукт до его полноценного выхода на рынок. Повторяйте указанные действия, пока продукт не станет востребованным. Если ваш MVP получает хороший отклик от потребителей, то бизнес успешен. При отрицательной обратной связи внесите частичные или полные корректировки.

Ошибки Lean Canvas

Неправильные потребительские сегменты

Многие начинающие бизнесмены неправильно определяют аудиторию клиентских сегментов. Она должна быть узкой, например не 6 млн человек, а 150 тыс.

Внесение цифр вместо структуры доходов и расходов

В разделы таблички «Структура издержек» и «Потоки прибыли» должна входить информация, указывающая на косвенные пути поддержания востребованности продукта на рынке. Шаблон – это не таблица для числовых значений. Их можно внести в Excel, финансовые планы или бизнес-кейсы.

Несоблюдение баланса по прибыли и затратам

Начинающему бизнесмену трудно понять, сколько стоит каждый этап работ. Важно считать деньги, вложенные в бизнес. Кроме того, в разделе «Структура издержек» нужно учитывать очевидные и скрытые затраты, например личное время предпринимателя.

Указание нерелевантных каналов

Раздел «Каналы» порой недооценивают и плохо обрабатывают. По факту каналы очень важны для повышения популярности продукта и развития бизнеса.

Отсутствие конкретики

Составляя шаблон бизнес-модели впервые, предприниматель может столкнуться с трудностями, особенно если он мало знает о потребителе, продукте и рынке. Чтобы информация была четкой, запишите разные идеи, а затем проведите исследования среди покупателей для заполнения пробелов. Полученная информация позволит вам полноценно заполнить шаблон.

Отсутствие актуализации шаблона

Рынок не стоит на месте так же, как меняются технологии и бизнес. Если ваша организация не сможет подстроиться под изменения, то она разорится. Даже при хорошо продаваемом продукте предприниматель должен постоянно анализировать целевую аудиторию, потребителей, рынок и бизнес-модель.

Выводы

Подведем краткие итоги по статье:

  • Lean Canvas – это сводный одностраничный бизнес-план;

  • в таблицу входит 9 блоков;

  • с помощью шаблона можно проанализировать возможности любого бизнеса, а также понять суть даже сложной бизнес-идеи;

  • Lean Canvas позволяет разделить основную бизнес-идею на ключевые факторы и сделать ее визуализацию;

  • партнерам, инвесторам и работникам организации проще посмотреть шаблон бизнес-модели, чем типичный бизнес-план.

Мы рассмотрели, что такое Lean Canvas. Дело осталось за малым – научиться использовать шаблон для создания эффективной бизнес-модели и продвигать свой продукт.

        Хотите стать клиентом?
        (Нет голосов)
        наверх