Google уверенно завоевывает внимание все большего числа пользователей, предлагая новые продукты, в т. ч. для развития бизнеса. Исключение из сферы своих интересов аудитории зарубежного поисковика – досадное упущение на фоне роста мобильного трафика и темпов развития интернет-индустрии.
Сопоставление Google и мобильной аудитории неслучайно: именно с популярностью голосового поиска «О’key, Google!» во многом связывают резкий рост интереса к зарубежному поисковику со стороны российских пользователей.
Рис. 1. Популярность поисковых систем Google (синий график) и Яндекс (обращение к продуктам компании, упоминания и пр.)
В 2010 году по мере роста доступности сети интернет доля аудитории Яндекса начала стремительно увеличиваться. Между тем число пользователей Google долгое время держалась на определенном уровне (рис. 1). Исключение – резкий скачок популярности в 2014 году. В цифрах (по данным liveinternet.ru) это выглядит так:
- аудитория Google за октябрь/ноябрь 2014 г. = 55.6 млн пользователей;
- аудитория Google за апрель 2015 г. = 58.8 млн пользователей.
Эксперты Ingate Digital Agency провели собственное исследование: было взято более 500 различных по тематике и направленности российских сайтов, по которым оценивались характеристики аудитории, число переходов из Яндекса и Google и др. Полученные результаты позволяют с достаточной долей объективности оценить бизнес-потенциал зарубежного поисковика для интернет-ресурсов различной специализации.
Прежде всего интересна география пользователей двух крупнейших в нашей стране поисковиков среди российских сайтов.
Рис. 2. География пользователей поисковых систем Яндекс и Google
Как видим, существенную долю аудитории Google (по сравнению с Яндексом) составляют пользователи из СНГ и Европы. Таким образом, зарубежный поисковик может быть потенциально интересен для бизнеса, в сферу интересов которого входят данные страны.
Теперь рассмотрим аудитории Google и Яндекса с точки зрения половозрастных характеристик.
Рис. 3. Возрастные характеристики поисковых систем Яндекс и Google
Основная аудитория Яндекса (44%) – это пользователи 25-35 лет. Далее по убывающей: 35-45 лет – 20%, 18-25 лет и категория «от 45 лет и старше» – по 16%.
Процент пользователей 25-35 лет в Google выше – 49%. Больше здесь и представителей категории 18-25 лет – 28%. При этом доля тех, кто находится в возрасте 35-45 лет, - лишь 9%, а категория «от 45 лет и старше» – всего 7%.
Резюме: Google может похвастаться более молодой аудиторией, нежели у Яндекса. Соотношение сильного и слабого полов в двух поисковиках схожее: 64% женщин и 36% мужчин в Яндексе против, соответственно, 57% и 43% в Google.
Весьма показательны данные о том, какие устройства используют пользователи Яндекса и Google для поиска информации:
Рис. 4. Аудитория поисковых систем Яндекс и Google по типам мобильных устройств
К Яндексу в большинстве случаев обращаются при поиске с лэптопов и ПК (доля таких посетителей составляет 77%). Процент мобильной аудитории Google превышает показатель отечественного поисковика почти вдвое. Это легко объяснить, принимая во внимание распространенность мобильной платформы Android и доступность «зашитых» в нее сервисов Google.
Показательной с точки зрения оценки бизнес-потенциала является популярность среди пользователей Google сайтов наиболее востребованных коммерческих тематик. В рамках исследования Ingate Digital Agency оценивалось число переходов на ресурсы различной направленности из двух наиболее популярных в нашей стране поисковых систем.
Рис. 5. Доля переходов из Яндекса и Google на сайты наиболее востребованных коммерческих тематик
Полученные результаты (рис. 5) позволяют оценить целесообразность продвижения сайтов определенной тематики в Google. По направлению «Медицина», «Авто» и «Производство и поставки» соотношение посещаемости в Google и Яндекс практически равное. Логично, что продвижение соответствующих ресурсов в выдаче поискового гиганта имеет все шансы на успех. Все иначе в тематиках «Недвижимость», «Туризм и отдых», «Деловые услуги» и «Строительство», где доля переходов из Google достаточно низкая. А вот в финансовом секторе, напротив, переходы из Google преобладают.
Как видим, бизнес-потенциал Google достаточно высок. При этом крайне важно учитывать тематику сайта. Для успешного продвижения в зарубежном поисковике необходимо четко представлять портрет целевой аудитории и использовать все возможности мирового гиганта в работе на интересы «своего» клиента.