МЕДИЦИНА БУДУЩЕГО: НА ПУТИ К БЕССМЕРТИЮ
Сергей Брин,
разработчик и один из основателей поисковой системы Google.
«Излечение болезней должно цениться выше, чем удачный удар в спорте»
Сооснователь Google Сергей Брин с бывшей женой Анной Войжитски, глава совета директоров Apple Артур Левинсон, совладелец Mail.Ru Group Юрий Мильнер и основатель Facebook Марк Цукерберг с супругой Присциллой Чан учредили самую крупную медицинскую премию за борьбу с тяжелейшими заболеваниями и продление человеческой жизни. Ежегодно они вручают до 6 грантов по 3 млн $ за ярчайшие прорывы в области медицины из фонда Breakthrough Prize in Life Sciences Foundation.
Google, Apple, Facebook — добавьте к этой компании миллионные вложения Билла Гейтса и Microsoft в организацию Editas Medicine, исследующую возможность замены поврежденных генов ДНК на здоровые, инвестиции генерального директора Amazon Джеффа Безоса в стартап Juno Therapeutics, занимающийся поиском лекарств от рака, очередные вложения Сергея Брина в компанию 23andMe, изучающую генетические основы болезни Паркинсона, и вы поймете, что наука становится не только популярной, но и финансово стабильной. Теперь научные достижения моментально могут стать основой для стартапа.
Почему именно гиганты из мира IT первыми начали вкладывать огромные деньги в развитие медицины? Они привыкли мыслить логически. Человеческий организм изначально не предусматривал нарушений в работе, а болезни происходят только из-за внешних факторов. Говоря технически, человек — это программа, а болезнь —просто баг, который нужно исправить.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЧАСЫ И ВЕЧНАЯ МОЛОДОСТЬ
Премию Breakthrough Prize in Life Sciences чаще получают представители крупнейших университетов мира: Массачусетского, Стэнфордского, Рокфеллеровского. Подавляющее большинство номинантов и лауреатов работают в области генетики.
В последние 25 лет генетика бурно развивается в том числе благодаря окончанию фундаментального проекта «Геном человека». Он стартовал в 1990 году под эгидой Национальной организации здравоохранения США, в команде также были лучшие генетики Китая, Франции, Германии, Японии и Великобритании. Задача —идентифицировать весь геном человека. Расчетные цифры — 3 млрд $ и 15 лет работы. Срок удалось уменьшить благодаря развитию технологий и вычислительной мощности компьютеров. К 2003 году были секвенированы порядка 28 000 генов (это не полный геном, нераскрытыми остались «мусорные гены», которые не несут в себе информации). Результаты работы стали общественным достоянием, что позволило генетике сделать огромный шаг вперед.
Современные исследования показывают, что в каждом человеке на генном уровне заложены «биологические часы» — теломеры. Это участки ДНК, которые располагаются на концах хромосом и уменьшаются с течением жизни. Долгое время не удавалось увеличить или сохранить теломеры в неизменном размере, пока не был замечен уникальный эффект раковых клеток. Содержащийся в них фермент теломераза дает возможность клеткам не стареть, а делиться бесконечное количество раз. Опыты на мышах показали, что благодаря этому ферменту пожилые особи становились намного бодрее, молодели внешне и даже снова начинали давать потомство.
До недавнего времени испытания на людях в этой сфере не проводились. Проблема заключается в том, что здоровая клетка, пораженная теломеразой, имеет очень большие шансы стать раковой. Однако американская исследовательница Элизабет Пэрриш совместно с Bioviva пошла на осознанный риск. Девушка первой решилась вмешаться в геном взрослого человека — в свой собственный. Цель эксперимента — ни много ни мало найти лекарство от старения, а вместе с ним победить самые опасные заболевания. Кроме теломеразы в кровь Элизабет было решено ввести ген-ингибитор миостатина, который препятствует дистрофии мышц. Первые результаты появятся в течение ближайших месяцев, а пока о действии препаратов можно судить только по высказываниям испытуемой:
Элизабет Пэрриш,
первый в мире «генетически модифицированный» человек.
«Я заметила, что утром чувствую себя очень бодрой, мне не нужны кофе или чья-то помощь, чтобы проснуться, это поразительно. В то же время вечером ощущаю себя как пятилетний ребенок: стоит добраться до кровати, как сразу же засыпаю. Еще у меня немного болят мышцы — по всей видимости, из-за роста новой ткани, но пока это малозаметно.
Я уверена, что это самый важный шаг, который нужно совершить сегодня. Мы не можем больше позволять возрастным болезням убивать нас. Пожилое население во всем мире растет, и это люди, которые потенциально могут быть здоровы, сильны и способны самостоятельно заботиться о себе».
На эксперимент потрачено 1,5 млн $, а сама инъекция проводилась за пределами США — в стране с более лояльным законодательством. По оценкам ученой, через 5–6 лет излечиться от старости можно будет всего за 40–60 тыc. $, а через 15 лет государства cмогут делать инъекции бесплатно. Конечно, все это может произойти, только если эксперимент окажется успешным.
НАНОМЕДИЦИНА
Пока революционных открытий в области нанотехнологий не сделано, но можете не сомневаться — они произойдут. Учёные возлагают большие надежды на «молекулярную хирургию» — прямое воздействие на стареющие и поврежденные клетки с помощью запрограммированных нанороботов.
На данный момент разработаны только отдельные компоненты таких нанороботов. Под руководством Йоргена Кьемса уже создан один из самых сложных прототипов, «DNA box» — «ДНК-компьютер», который может собираться автоматически и перемещаться в пространстве. Наноробот имеет собственный мотор и пластины, обеспечивающие перемещение. Сортировочный винт опознает среду и определяет клетки, которые необходимо вылечить. И всё это в размерах одной молекулы. Контролировать роботов планируется с помощью смартфонов.
Нанороботы смогут регенерировать хромосомы, исправлять ошибки в генетическом коде, очищать организм от заражённых клеток. Их возможности безграничны. Представьте себе мир, где человек превратится в бессмертную, но другую биологическую форму жизни. Не будет необходимости в размножении, исчезнут инстинкты и половые различия. Фантастика или дело всего нескольких десятков лет?
БЕССМЕРТНЫЕ СРЕДИ НАС
На планете есть несколько потенциально бессмертных существ: например, род гидр постоянно стремится к регенерации. Этим организмам достаточно одной двухсотой части, чтобы восстановиться заново. У медузы Turritopsis nutricula есть своё необычное свойство — она умеет начинать жизнь заново, становиться молодой, взрослеть, и так по кругу.
Алеутский морской окунь тоже подозревается в бессмертии: контрольному экземпляру исполнилось больше 200 лет, и он полон здоровья. В этот список можно включить кораллового лосося, гигантского групера и североатлантического омара. К потенциально бессмертным также относятся несколько видов черепах: расписная, коробчатая и черепаха Блэндинга.
В конечном итоге все эти простейшие организмы и животные погибают — они просто перерастают свою экосистему, не могут добывать себе пищу или становятся лёгкой добычей хищников.
«БЕССМЕРТНЫЕ» VS. «СМЕРТНЫЕ»
Если же мы всё-таки найдём «эликсир вечной жизни», нам нужно будет помнить об исследовании Андре Мартинша из университета Сан-Паулу. Команда программистов и биологов под его руководством создала компьютерную модель, где просчитала пути развития двух цивилизаций: бессмертной и смертной. Две группы были помещены в определённую систему, подверженную одинаковым и регулярным внешним воздействиям.
В результате одиночная бессмертная особь в любой ситуации превосходила смертную. Но Мартинш проводил моделирование на протяжении многих поколений. В этих условиях смертные могли размножаться и передавать через поколение прогрессивные мутации, которые делали каждую следующую особь более приспособленной к окружающей среде. Победа при любых сценариях оставалась за смертными, а бессмертные неизменно погибали.
Научные открытия в современной медицине становятся целой индустрией с многомиллиардными инвестициями и отчаянными смельчаками, готовыми испытывать опасные лекарства на собственном организме ради спасения всего человечества. Очевидно, мы стоим на пороге очередной революции, которая непременно будет связана со словом «бессмертие».