Статистические данные показывают, что сегодня более половины пользователей выходят в интернет с помощью мобильных компьютеров и сотовых телефонов, причем наблюдается яркая тенденция к увеличению этого показателя. Поэтому иметь адаптированный под мобильные устройства сайт — это критически важное условие эффективной поисковой оптимизации.
Что нужно знать об алгоритме Mobile Friendly
У него есть свои характерные особенности, а именно:
- алгоритм влияет только на ранжирование в системе Google;
- повышение или понижение позиций происходит только в мобильном поиске;
- сервис анализирует конкретные страницы, а не сайт в целом.
Нужно понимать, что мобильная оптимизация сайта хоть и существенно влияет на ранжирование, но это не приоритетный фактор. Поэтому высокорелевантные и брендовые ресурсы смогут оставаться в топе мобильной выдачи даже без адаптации, так как для Google качество контента и его соответствие запросу является важнейшим критерием.
Как происходит оценка сайтов
Анализируя качество оптимизации сайта под дисплеи различных гаджетов, алгоритм Mobile Friendly обращает внимание на следующие моменты.
- Ширина страниц. Неадаптированные страницы просто не помещаются на одном экране мобильного устройства, что усложняет навигацию, так как пользователю приходится перемещать видимую область влево или вправо.
- Размер графических элементов и шрифта. Если страница для персонального компьютера будет просто масштабироваться под экран смартфона, то пользователь фактически ничего не сможет разглядеть, так как шрифты будут нечитаемыми. Мобильная оптимизация сайта предполагает вывод основной информации крупным планом, при этом по возможности нужно избавиться от всего лишнего.
- Размер функциональных элементов. На дружественном к мобильным пользователям сайте не нужно растягивать или сжимать страницу, чтобы воспользоваться функциональными или навигационными кнопками.
- Плагины и технологии. На адаптированных страницах не должно быть плагинов, которые не работают на базе Android или iOS.
Можно сказать, что алгоритм Google Mobile Friendly полностью направлен на то, чтобы пользователям Всемирной паутины было удобно взаимодействовать с сайтом с помощью смартфонов или планшетов. Каждый владелец веб-ресурса тоже в этом заинтересован, так как нельзя надеяться на лояльность целевой аудитории, если пользование сайтом доставляет ей дискомфорт и раздражение.
Как проверить свой веб-ресурс
В процессе мобильной оптимизации сайтов сложно ориентироваться на собственные представления об удобном интерфейсе. Для этого были разработаны инструменты, которые помогут понять, как ресурс выглядит в мобильном браузере и как его оценивает алгоритм Mobile Friendly. В панели веб-мастера Google доступен сервис Mobile Friendly Test — это наиболее надежный инструмент для проверки сайта, так как он разработан самой поисковой системой. В ходе проверки сервис продемонстрирует, как алгоритм «видит» страницы сайта, а также сформирует свою оценку и даст рекомендации по оптимизации.
Еще одним инструментом для проверки сайтов на предмет дружественности к мобильным пользователям является утилита PageSpeed Insights. По своему функционалу она мало отличается от аналогичного инструмента Google. Также поисковая система предлагает веб-мастерам инструмент «Анализ поисковых запросов», который поможет оценить долю мобильного сетевого трафика.
Как адаптировать сайт под требования Google Mobile Friendly
Сегодня существует несколько стратегий мобильной оптимизации сайта. У каждой методики есть свои плюсы и минусы. При выборе подходящей технологии нужно учитывать сложность и затратность ее внедрения. Рассмотрим основные методы оптимизации.
Разделение URL-адресов
Эта методика предусматривает создание отдельного поддомена для приема мобильного трафика. Для реализации обычно используют доменные адреса вида .mobi или m.site.ru. Страницы, расположенные на отдельном поддомене, содержат только самую важную информацию и функции, но они будут идеально адаптированы под мобильные устройства. С помощью специальных атрибутов осуществляется перелинковка основного сайта и его мобильного зеркала. Это позволяет поисковой системе определять, какую версию ресурса предлагать при обращении к сайту разных устройств.
Главным недостатком методики является то, что при малейших ошибках в организации перелинковки мобильная версия сайта будет отображаться некорректно, что негативно скажется на результатах ранжирования. Компания Google подготовила пошаговые рекомендации, которые помогут правильно провести работу по разделению URL-адресов.
Динамическая адаптация
Эта технология мобильной оптимизации сайтов подразумевает использование разных видов HTML-разметки в рамках одного URL-адреса. Для реализации методики разрабатывается несколько вариантов верстки страниц для дисплеев с разным пиксельным разрешением. Преимуществом технологии является то, что она позволяет использовать все возможности CSS и JavaScript, предлагая мобильному пользователю оптимизированный вариант страницы.
Функционирует технология по следующему принципу:
- при обращении к сайту браузер отправляет запрос на сервер User-agent, что позволяет получить данные о типе устройства;
- в ответ сервер предоставляет соответствующий формат страницы, который будет правильно отображаться в браузере.
В процессе оптимизации нужно предоставить возможность поисковому алгоритму корректно оценить сайт. Для этой цели используется заголовок «Vary», который показывает роботу, что ресурс оптимизирован под мобильные устройства.
Минусом этой методики является постоянная необходимость добавления новых HTML-шаблонов отображения, так как на рынке регулярно появляются устройства с нестандартными характеристиками дисплея. Кроме того, браузеры часто допускают ошибки в определении типа пользовательского устройства.
Адаптивный дизайн
Этот метод позволяет применять единые HTML-код и URL-адрес. Для этого используется CSS с универсальной архитектурой, которая автоматически подстраивается под любой тип дисплея. Эта технология считается самой удобной и перспективной, так как она легко внедряется и не требует к себе постоянного внимания. При этом сайт всегда будет корректно отображаться на ноутбуках, планшетах, ПК, нетбуках и смартфонах с любым экраном, что положительно скажется на конверсии проекта.
Внедрение технологии реализуется следующим образом:
- в метаданные сайта включается тег «meta name=«viewport»», который «объясняет» браузеру, что выполнен переход на ресурс с гибкой архитектурой;
- для адаптации контента обычно используются стандартные инструменты популярных CMS;
- в процессе оптимизации нужно ориентироваться на официальную техническую документацию системы управления контентом.
Недостатком технологии является высокая сложность устранения возможных неполадок. Это объясняется тем, что для адаптации используются внутренние программные инструменты CMS, в которые тяжело внести поправки.
Мобильная версия и SEO-оптимизация
Каких-либо особых требований к поисковой мобильной оптимизации не существует, так как любой сайт должен быть информативным, полезным и удобным для целевой аудитории. Здесь тоже должны быть уникальный и качественный контент, грамотная структура, правильная перелинковка и пр. Однако в поисковой мобильной оптимизации сайтов есть некоторые нюансы, на которые нужно обязательно обращать внимание.
Сначала необходимо предоставить поисковому алгоритму полный объем информации:
- с помощью метаданных нужно дать понять поисковой системе, что сайт является дружественным к мобильным устройствам. Это ускорит индексацию и улучшит результаты ранжирования;
- нужно открыть для индексации JavaScript, CSS и графику, для чего следует внести соответствующие правки в файл Robots.txt. Если этого не сделать, то есть риск того, что поисковая система не сможет определить дружественность сайта, даже если он корректно отображается на мобильных гаджетах.
Проверка переадресации
В случае если перелинковка между основным ресурсом и его мобильной версией выполнена неправильно, то пользователи с большой долей вероятности часто будут видеть не контент, а сообщение «Ошибка 404». Такие сценарии приводят к значительному понижению позиций как в мобильной, так и обычной поисковой выдаче. Некоторые ошибки перелинковки являются причиной того, что пользователь направляется не на ту страницу, на которую он бы хотел попасть. Подобный сценарий резко увеличивает количество отказов потенциальных клиентов, что тоже снижает позиции сайта в поисковом рейтинге. Обнаружить и ликвидировать ошибки переадресации можно с помощью инструмента Search Console, который доступен в панели веб-мастера в системе Google.
Внимание к мультимедийному контенту
Мобильные операционные системы не поддерживают работу Flash-плееров и нестандартных проигрывателей. Следовательно, посетители не получат доступа к контенту в таком формате. Мобильная оптимизация сайтов предполагает использование HTML5 для воспроизведения видео- и аудиосодержимого.
Отказ от всплывающих окон
Надоедливые Pop-Up-элементы не рекомендуется использовать даже в рамках полноформатной версии сайта, так как при взаимодействии с пользователем они чаще всего вызывают только раздражение. Всплывающие окна на мобильной версии сайта делают дальнейшее использование ресурса просто невозможным, что приводит к резкому увеличению отказов. Если какую-либо информацию нужно обязательно донести до посетителя, то лучше использовать небольшую строку под главным меню.
Увеличение скорости загрузки
Скорость мобильного интернета не всегда высокая, поэтому нужно позаботиться о том, чтобы сайт загружался быстро и не требовал большого количества трафика. Сжатие картинок, отказ от всего лишнего, использование кэша и оптимизация HTML-кода — все это позволяет значительно ускорить загрузку адаптированной версии ресурса.