Иначе говоря, теперь при ранжировании страниц Google будет индексировать именно мобильные версии ресурсов (при наличии таковых) и на их основе строить выдачу и на ПК, и в смартфонах. Если сайт не имеет адаптации, то индексироваться будет его десктопная (основная) версия, но в таком случае шансы на попадание в топ снижаются.
Введение индекса Mobile-First не означает, что Google перестает обращать внимание на десктоп. Если сайт имеет качественный и релевантный запросу контент, но не имеет мобильной версии, он все равно будет занимать высокие позиции, так как информативность и удовлетворение запросов пользователей являются первостепенными для поисковой системы. Но при прочих равных условиях те ресурсы, которые адаптированы под сотовые телефоны, смартфоны и планшеты, занимают более высокие места в органике.
Предыстория
Все началось в 2016 году, когда компания Google анонсировала новый алгоритм Mobile-First Index. С тех пор все вебмастеры стали готовиться к нововведениям и начали подстраивать свои сайты под новый принцип индексации. Принятие такого серьезного решения было связано в первую очередь с тем, что большая доля поисковых запросов Google приходилась именно на мобильные устройства. И компания не могла проигнорировать тот факт, что люди для поиска нужной информации все чаще используют мобильные компьютеры.
В июле 2018 года компания запустила Mobile-First, после чего результаты естественной выдачи по ряду запросов кардинально изменились. В топ попали площадки с более качественными адаптациями к смартфонам и планшетным компьютерам, сдвинув вниз лидеров, не имеющих мобильных версий.
В Google прекрасно понимали, к каким последствиям это может привести, поэтому под новую систему индексирования попали далеко не все ресурсы. Как заявили представители компании, они не намерены вводить алгоритм разом. Этот процесс может затянуться не на один год. Под новый алгоритм попали лишь те ресурсы, кого Google счел готовым к этому.
Немного статистики
Ниже приведены некоторые статистические данные за 2018 год, которые позволят понять, почему в Google приняли решение о передаче приоритета мобильным девайсам.
- В 2018 году более 5 млрд человек пользовались гаджетами.
- На мобильные устройства приходилось более 56 % всего интернет-трафика в мире.
- На Google приходилось 72 % всего поискового трафика.
- Более 67 % поисковых запросов Google совершались со смартфонов и планшетов.
И все эти цифры с каждым годом только растут. Общество все больше и больше уходит в эпоху смартфонизации, поэтому Google и расставил для себя соответствующие приоритеты.
Суть алгоритма
Главная задача Mobile-First Index заключается в переходе на один алгоритм индексирования. Сейчас поисковые машины используют два:
- отдельно для ПК и ноутбуков,
- и отдельно для телефонов и планшетов.
Именно поэтому результаты выдачи по одному и тому же запросу на телефонах и компьютерах отличаются. Google стремится перейти на один индекс, который будет учитывать обе версии сайтов, но приоритет отдавать мобильной. Таким образом, после полного перехода на новый алгоритм индексирования результаты органической выдачи на ПК и телефонах будут одинаковы.
Название Mobile-First Index говорит само за себя. Заметьте, алгоритм не называется Mobile-Only, так как оцениваться будет не только мобильная версия. Но она будет в приоритете (First – «первая») для поисковых роботов.
Как заявляют представители компании Google, паниковать не стоит. Если веб-страницы вашего ресурса имеют адаптивную верстку, а контент десктопной и мобильной версий эквивалентен, то новый индекс значительного влияния на эффективность ранжирования не окажет (или вообще не окажет). Вы можете ничего не предпринимать, если позиции вас устраивают. В ином случае необходимо провести дополнительные работы по оптимизации скорости и производительности сайта.
Если адаптивной верстки нет, можно создать отдельный поддомен типа m.site.ru. В таком случае вам необходимо будет провести ряд работ, направленных на оптимизацию сайта в соответствии с новым алгоритмом. Более подробно о том, что именно нужно делать, будет рассказано ниже.
Также в Google сказали, что некачественная или недоработанная мобильная версия может намного негативнее сказаться на ранжировании ресурса, чем ее отсутствие. Проще говоря, лучше не иметь мобильной версии совсем, чем иметь плохо оптимизированную. Поэтому, прежде чем запускать адаптированный к смартфонам сайт, убедитесь в его работоспособности и качестве с точки зрения SEO.
Как узнать, попал ли ваш сайт под Mobil-First Index
Под новый принцип индексирования попали не все сайты. Google прекрасно понимает, что не все успели перестроиться и при разовом введении нового алгоритма результаты выдачи изменятся до неузнаваемости.
Кроме того, алгоритм пока несовершенен. Его необходимо тестировать и проверять на наличие возможных ошибок, чем компания сейчас и занимается. Чтобы узнать, попал ли ваш сайт под новый алгоритм Mobile-First Index, необходимо обратиться к сервису Google Search Console. В нем смотрите на наличие уведомления «Mobile-first indexing enabled for ИМЯ_САЙТА». Именно оно и будет означать, что индексация вашего веб-ресурса осуществляется по новому алгоритму.
Как проверить готовность веб-ресурса для показов на смартфонах
После получения уведомления о новой системе индексации необходимо проверить мобильную оптимизацию сайта, готов ли ваш веб-ресурс к показам на смартфонах и планшетах. Сделать это можно в Search Console, а именно с помощью инструмента Mobile-Friendly.
- Перейдите по ссылке https://search.google.com/test/mobile-friendly.
- Введите URL нужного сайта или страницы.
- Нажмите кнопку «Проверить».
Если с адаптацией проблем нет, вы увидите следующее (пример с vk.com):
Здесь вы также сможете увидеть, как страница выглядит на дисплее смартфона. А при необходимости можно переключиться на отображение HTML-кода, например, чтобы на примере других ресурсов понять, как нужно выполнять оптимизацию.
Если сайт не является Mobile-Friendly, вы увидите следующее:
Как видите, сервис даже указывает, что необходимо исправить. Можно ли отказаться от данного алгоритма? Если ваш сайт получил уведомление о попадании под Mobile-First Index, вам придется заняться оптимизацией его мобильной версии. Отказаться от данного алгоритма нельзя. В случае плохой оптимизации ресурс может потерять свои текущие позиции в выдаче.
Оптимизация сайта для Mobile-First
От того, как именно сайт подстраивается под экраны мобильных устройств (адаптивная верстка или отдельный мобильный поддомен), зависят и работы, которые необходимо проводить для его оптимизации. Но есть и общие моменты, которые надо соблюдать в обоих случаях.
- Ресурс должен быть легким и быстрым, так как скорость мобильного Интернета ниже.
- Дизайн и интерфейс должны быть упрощенными и подстроенными под небольшие экраны смартфонов (меню свернуто в одну кнопку, лишние и ненужные элементы удалены и т. д.). Страницы должны корректно отображаться в мобильных браузерах без каких-либо сдвигов, пробелов и т. д.
- Элементы управления должны быть расположены так, чтобы пользователю было удобно нажимать их одним пальцем.
- Структура не должна быть слишком разветвленной. На мобильном устройстве можно легко запутаться при вложенности в 4, 5 и более единиц.
- Не стоит использовать тексты больших объемов. Если для ПК 5000 знаков – это нормально, то для смартфонов – это слишком много (на 5–6 экранов). Либо оптимизируйте их, либо используйте так называемые спойлеры (Google учитывает их содержимое).
- Шрифт и размер кнопок должны быть правильно подобраны. Для мобильных устройств рекомендуется использовать 16-й кегль и большие кнопки.
Адаптивная верстка
Если страницы вашего веб-ресурса создавались с помощью адаптивной верстки и вы довольны его текущими позициями в естественной выдаче поисковой системы Google, тогда ничего предпринимать не нужно. Содержимое веб-страниц автоматически подстраивается под экраны телефонов, делая просмотр контента и навигацию удобными. Если же вы недовольны позициями в выдаче, тогда стоит проделать некоторые работы, направленные на улучшение пользовательского опыта, а именно:
- на быстродействие сайта,
- время загрузки страниц,
- удобство навигации и повышение юзабилити.
Мобильная версия
Создание отдельной мобильной версии подразумевает куда больший объем работ, чем адаптивная верстка. Здесь, помимо оптимизации производительности и юзабилити, необходимо позаботиться о следующих шагах.
- Подтверждение в Google Search Console. В Search Console необходимо подтвердить обе версии ресурса.
- Контент. Контент, показываемый на дисплеях телефонов и мониторах ПК, должен быть эквивалентным: иметь те же ключевые слова и релевантность, ту же информативность и смысловую нагрузку и т. д. Не стоит забывать и о медиаконтенте. Изображения и видеозаписи должны также присутствовать, как и на десктопе. Заголовки при необходимости можно сократить, но так, чтобы вхождения ключевых слов сохранились. Весь контент должен быть сканируемым и индексируемым.
- Метаданные. Метатеги title, description, H1 – H6 должны быть идентичны как в мобильной, так и в десктопной версиях сайта.
- Социальные метаданные. Социальные метаданные (Open Graph, Twitter Cards и др.) должны также быть идентичными для десктопной и мобильной версий.
- Hreflang. Если вы используете атрибут hreflang, все мобильные URL должны вести на мобильные страницы, а URL для ПК вести на десктопные.
- Alternate. Google любит, когда вебмастеры используют тег переключения , который позволяет не сканировать все веб-страницы, а показывать сразу URL типа m.site.ru при индексации в поисковой системе.
- Выносливость сервера. Google использует повышенную скорость сканирования, поэтому необходимо убедиться, что серверы, на которых размещен веб-ресурс, выдержат эту нагрузку.
- XML-карта сайта.Необходимо убедиться, что ссылки, ведущие на XML Sitemap, директиву robots.txt, политику конфиденциальности и др., доступны и в мобильной версии.
Выводы
Mobile-First Index – это не просто новый алгоритм индексации и ранжирования сайтов, это новая эра в сфере поиска информации. В Google одними из первых осознали всю важность мобильной аудитории и начали работать в этом направлении. Именно поэтому он является лидером в сфере мобильного сетевого трафика. Введение нового алгоритма также стало сигналом для вебмастеров. Особенно для тех, кто ранее пренебрегал мобильной аудиторией и отказывался работать на ее привлечение. Сегодня ни одна поисковая оптимизация сайта для выдачи Google не обходится без работ по улучшению мобильных версий.