Фармацевтический интернет-маркетинг: продвижение сайта аптеки

прочитали: 2817
Фармацевтический бизнес в интернете представлен разными формами организации. Одни компании имеют офлайн-точки продаж и хотят увеличить реализацию и охват за счет онлайна. Другие являются интернет-аптеками, владельцы которых рассчитывают только на поток конверсионного трафика.
Продвижение сайта аптеки
Продвижение аптеки

Но вне зависимости от формата бизнеса бороться за каждую позицию в поиске придется с максимальной отдачей. И вот почему:

  • высокая конкуренция на рынке;
  • аудитория меньше доверяет контекстной рекламе;
  • информационная ниша переполнена контентом;
  • серьезные сложности в создании уникальных материалов;
  • наличие ограничений со стороны законодательства на дистанционную продажу лекарственных препаратов.

Для продвижения аптеки в интернете используют следующие инструменты:

  1. Поисковую раскрутку (SEO).
  2. Контекстную рекламу.
  3. Социальные сети.
  4. Ценовые агрегаторы.

Но нужно отметить, что основой успешной стратегии является продвижение в поиске. Реклама в контексте, социальных сетях и на агрегаторах подходит только для увеличения продаж отдельных высокомаржинальных позиций. Продвижение товаров массового спроса часто оказывается нерентабельным из-за стоимости рекламного перехода. С помощью SEO можно получить стабильный трафик на различные товарные позиции с продолжительным сохранением результата. Именно поэтому сначала мы поговорим о поисковом продвижении товаров аптеки в интернете.

Устанавливаем цели стратегии

  1. Получить целевой поисковый трафик для получения заявок на резервацию препаратов.
  2. Развить информационный раздел сайта для получения информационных переходов.
  3. Настроить и запустить рекламную кампанию в контексте и социальных сетях.
  4. Начать активное позиционирование на специализированных агрегаторах.

Планирование стратегии поискового продвижения

Уже по традиции любое маркетинговое мероприятие начинается с анализа рынка и конкурентов. При подготовке к продвижению аптеки нужно обратить внимание на следующие направления:

  • каналы посещаемости сайтов конкурентов;
  • особенности структуры ресурсов в топе;
  • определение кластеров, стимулирующих генерацию трафика;
  • оценку контента;
  • анализ ссылочных факторов.

Основные каналы получения переходов

Основные каналы привлечения трафика на сайт аптеки
Каналы привлечения на сайт аптеки

Бесплатный трафик из поиска для аптек можно сегментировать на группы.

  1. Номенклатурная часть, в которой объединяются все типовые страницы препаратов. Здесь семантика запросов легко генерируется по шаблону и одно из следующих дополнений:
  • купить;
  • цена;
  • отзывы;
  • город;
  • цена + город;
  • инструкция;
  • аналоги.

Это достаточно полный, но не исчерпывающий шаблон для формирования аптечной семантики.

  1. В аптечной нише активный трафик генерируют запросы, связанные с гигиенической продукцией, медтехникой, ортопедическими средствами, косметикой и другими сопутствующими товарами. Также в эту группу входят медицинские препараты, например анальгетики или обезболивающие. Эта семантика требует отдельной проработки из-за отличий от обычных лекарств. То есть нельзя просто внести в семантическое ядро фразы, составленные по шаблону выше. Так, запрос «обезболивающие + аналоги» не имеет смысла, так как обезболивающие – это категория, а чтобы применить «аналоги», нужно включить название конкретного препарата.
  2. Статейная часть, в которую собран широкий спектр информационных запросов. Сюда можно включать ключевые фразы самой разной смежной тематики, не ограничиваясь исключительно фармацевтикой и медициной. Хороший трафик можно получить с помощью статей о здоровом питании, красоте, уходе за детьми, диетах, косметологии и пр.

Определение стратегии ссылочного продвижения

Сегодня работа со ссылками требует обдуманности каждого шага, поэтому элемент удачи лучше исключить. Чтобы определить оптимальную стратегию внешней оптимизации, необходимо проанализировать конкурентов. Чтобы получить достоверные данные, нужно включить в выборку хотя бы 20 игроков рынка, которые занимают высокие позиции в Google и «Яндексе». Для анализа рекомендуется использовать следующие инструменты:

  • CheckTrust;
Начальная страница
Сервис проверки качества сайтов CheckTrust
  • Serpstat;
Стартовая страница Serpstat
Инструмент для взрывного роста в маркетинге
  • SimilarWeb;
Анализатор SimilarWeb
Инструмент для анализа
  • Ahrefs.
Главный экран сервиса
Как узнать о конкурентах с помощью Ahrefs

С помощью этих сервисов нужно выделить конкурентов, которые имеют:

  • хорошую видимость при относительно небольшом количестве задействованных доменов;
  • мощные показатели объема ссылок, трастовости и видимости;
  • небольшой ссылочный профиль, но хорошие позиции в выдаче;
  • самый высокий траст.

Конечно, внутри аптечной ниши ситуация может отличаться. Но наше долговременное наблюдение за рынком позволило выделить определенные закономерности получения мощных внешних ссылок:

  • специализированные форумы или отдельные ветки универсальных ресурсов, где пользователи общаются на темы здоровья, рекомендуют аптеки;
  • коммерческие ссылки на крупных медицинских порталах;
  • обсуждения в социальных сетях;
  • публикации в авторитетных СМИ.

Определение стратегии создания контента

И в этом направлении нельзя действовать вслепую. Анализ материалов можно разделить на два шага:

  1. Оценку содержимого товарных страниц у конкурентов. Чтобы сделать правильные выводы, нужно получить ответы на такие вопросы:
  • Какой показатель уникальности всего текста на товарных страницах.
  • Насколько качественно он оформлен с точки зрения комфортности восприятия.
  • Отвечает ли материал на все возможные вопросы целевой аудитории.
  1. Анализ информационного контента из топ-10 по ключевым запросам. Здесь нужно определить:
  • полноту раскрытия темы;
  • качество и логичность верстки;
  • объем статей.

Эффективный контент для продвижения сайта аптеки

Выделим основные тенденции в контент-маркетинге на фармацевтическом рынке. Главной особенностью ниши является объективный дефицит уникальных материалов. Это во многом объясняется серьезностью тематики, ведь нельзя про условный аспирин написать полностью новый и уникальный текст. Это «понимают» и поисковые системы, поэтому некоторые сайты с копипастом на страницах уверенно держатся в топе выдачи. При виде ситуации может сложиться ошибочное мнение о том, что на текстовые материалы в аптечной тематике можно не обращать внимания. На самом деле есть пара тонких нюансов.

  1. Процент уникальности

Все мы знаем, что приемлемый минимум уникальности текста для публикации на сайте составляет примерно 90 %. Следовательно, когда сравниваются страницы конкурентов и их показатели варьируются от 30 до 50 %, на все эти страницы ставится вердикт «неуникальные материалы». Но тут надо разобраться, почему уникальность на разных сайтах, но с аналогичным копипастом может варьироваться в таких значительных пределах. Ответ прост – это отзывы и комментарии. Именно пользовательский контент позволяет качественно разбавить неуникальный текст описания и получить лучшие позиции после ранжирования. Чтобы заметить эффект, нужно получить достаточно большой объем отзывов, поэтому нужно стимулировать общение пользователей.

  1. Качество оформления

Из-за того, что многие бизнесмены и оптимизаторы уверены, что, занимаясь продвижением товаров аптеки, можно не обращать внимания на тексты, сложилась следующая ситуация. На большинстве товарных страниц в нише присутствует огромная «простыня» инструкции, которую даже не пробовали форматировать. Избавиться от публикации неуникального контента в этой нише нельзя, но материалы можно сделать более понятными и приятными для читателя. Зачем это нужно? В разделах для статей сайты аптек из топа используют внушительные по объему лонгриды, в которых максимально раскрывается суть вопроса. Для продвижения аптеки используются качественные структурированные тексты с высокой уникальностью. В статьях обязательно выделяются самые важные блоки, списки и другие элементы, заслуживающие особого внимания. Текстовые блоки часто отделяются таблицами, инфографикой, видеороликами или изображениями. Важно, чтобы большой текст был интересным и не утомлял читателя, иначе пострадают пользовательские факторы.

  1. Качество содержания

Любой контент в интернете должен быть достоверным, чтобы пользователь действительно захотел воспользоваться услугой, заинтересовался товаром и приобрел его. В фармацевтической сфере тексты тем более должны иметь качественное содержание. От этого зависит здоровье людей, а также существование компании в принципе на рынке, ведь за нарушение закона о рекламе предусмотрена серьезная ответственность. Ни в коем случае тексты не могут содержать информацию, противоречащую инструкции. Помимо этого, нельзя утверждать, что какой-то препарат вылечит человека. Для категории «БАД» следует размещать упоминания, что данные средства не являются лекарственными, а рецептурные препараты уж вовсе нельзя рекламировать.

Техническая оптимизация интернет-аптеки

SEO-оптимизация интернет-аптеки
Техническая оптимизация сайта аптеки

В этой ситуации специфичность ниши не придала работе уникальных требований. Прежде всего, нужно избавиться от таких ошибок, как:

В этот перечень вошли самые распространенные проблемы. Выявить все внутренние технические ошибки на сайте поможет профессиональный технический аудит.

Другие каналы для продвижения интернет-аптеки

  • Контекстная реклама

    В отличие от SEO этот инструмент начинает генерировать стабильный трафик сразу после запуска рекламы сайта аптеки. Но нужно помнить, что один клик по объявлению в конкурентной нише может иметь стоимость, несопоставимую с рентабельностью. Поэтому нужно очень аккуратно подбирать семантику и настройки таргетинга. Для продвижения аптек часто используют микротаргетинг по географической локации, так как для покупки большинства препаратов просто нет смысла ехать даже в соседний район города.

  • Социальные сети

    Продвижение аптеки в соцсетях – это перспективное направление в интернет-маркетинге. Эти площадки намного больше «знают» о своих пользователях, что выражается в очень широком наборе факторов для таргетинга и ретаргетинга. К примеру, с помощью этих технологий можно просто предлагать средства для профилактики сердечных заболеваний людям в возрасте 55+, что уже позволит качественно выйти на целевую аудиторию. Но если прибегнуть к тонкой настройке, то открывается возможность эффективно контактировать с очень узкими срезами аудитории. Допустим, рекламные объявления можно демонстрировать молодым мамам в возрасте до 35 лет в конкретном городе. Существует два подхода к продвижению в социальных сетях:

  1. Полноценное присутствие. Это самый дорогой и трудоемкий формат. Он предполагает ведение собственных сообществ и качественную работу с подписчиками. Для этого придется выделить бюджет на профессиональную SMM-поддержку. В таком варианте продвижения реклама сайта аптеки позволит не только увеличить продажи, но и сформировать лояльное сообщество. Со своими подписчиками вы сможете контактировать и тогда, когда все рекламные кампании завершены.
  2. Только реклама. Это достаточно простой и быстрый способ получения заявок. Он заключается в запуске кампаний таргетированной рекламы, которая будет уводить заинтересованных пользователей из социальной сети на сайт компании. Основным минусом подхода является то, что после исчерпания бюджета поток трафика остановится.
  • Ценовые агрегаторы

    Если проанализировать выдачу, то в результатах поиска по аптечным запросам в топе обязательно окажутся прайс-агрегаторы. В некотором смысле они затрудняют поисковое продвижение, так как вытолкать их с лучших позиций выдачи почти невозможно. А значит, если нельзя победить, то нужно использовать. У ценовых агрегаторов есть свои преимущества:

    • бесплатное размещение товарных позиций;
    • автоматическое обновление ассортимента, цен, наличия и пр.;
    • прямой контакт с горячей аудиторией;
    • переход на сайт стоит намного дешевле контекстной рекламы;
    • минимальные стартовые бюджеты.

    Прайс-агрегаторы особенно хорошо подходят для продвижения молодого сайта аптеки, который еще имеет незначительную видимость в поиске. В определенном смысле этот канал продаж позволяет сразу получить трафик из топа. Но есть нюансы. Прежде всего, нужно учитывать высокий уровень конкуренции. Ценовыми агрегаторами пользуются люди, которые хотят купить лекарства по минимальной цене. Поэтому если компания не имеет возможности делать очень выгодные предложения, то рассчитывать на активный трафик с агрегатора не стоит. Но в любом случае присутствие на таких площадках положительно влияет на узнаваемость бренда и имидж компании.

Подведем итоги

Продвижение аптеки в интернете – это сложная задача со своей спецификой. Большой ассортимент и законодательные рамки заставляют разрабатывать уникальные стратегии раскрутки, которые в других нишах не работали бы. Но практика показывает, что внимательный подбор семантики, использование широкого комплекса каналов и качественный контент позволяют добиваться уверенного результата. Все больше людей бронируют лекарства в интернете. Не хотите терять клиентов? Тогда можете обратиться в Ingate.

(Рейтинг: 5, Голосов: 7.0000)